Шарлотта Мейсон
— не самая известная личность на
постоветском пространстве. Она родилась в первой половине ХIХ века в
Великобритании и всю жизнь занималась педагогикой, учила детей. Ее имя не
называют вместе с великими педагогами, мы скорее вспомним Песталоцци или Шалву Амонашвили,
чем миссис Мейсон. Однако именно эта женщина основала движение за домашнее
обучение, набирающее популярность во многих странах. Шарлотта основала новые
школы в развивающейся тогда Британии, когда обычные школы начали подготавливать
больше рабочей силы, чем мыслящих людей, когда результаты экзаменов стали
цениться выше, чем знания… Звучит знакомо, не так ли?
Особенность образования того времени нам знакома и
сегодня: государственные школы многих родителей не устраивали качеством
образования, а обучение в частных требовало немалых затрат. Выходом становилось
домашнее образование при помощи гувернанток или силами семьи. Однако методик
обучения дома не было, детям в основном давали базовые предметы по книгам для взрослых.
Детей «наполняли» положенными знаниями, и взрослые в этой педагогике
становились просто передаточным механизмом. Причем мотивацией к знаниям обычно
служило наказание за невыученный урок.
Такая схема устраивала далеко не всех, и в системе
образования назревала локальная революция — родители не хотели так учить детей, а школы и колледжи
гувернанток не могли обеспечить другие варианты. И вот в это время появилась методика
Ш. Мейсон.
«Образование — это
атмосфера, это порядок, это жизнь. Образование — это целая наука о
взаимоотношениях.Воистину родители — счастливейшие из людей, потому что Господь
доверил им своих детей. Я люблю детей всем сердцем…»,- писала Мейсон.
Основными постулатами педагогики Мейсон было повышение
качества образования за счет внимания к ребенку как к личности. Дети — не
пустые сосуды, которые надо наполнять информацией, они могут понимать идеи и
усваивать знания, а не тупо зазубривать старые истины. Их надо обучать через
знакомство с достижениями, мыслями, размышлениями, а не просто поставлять
отфильтрованные знания. Обучение по новой методике происходило через знакомство
детей с великими и разумными мыслями человечества через чтение, искусство и
наблюдения за природой. Все это — ради раскрытия потенциала детей.
За время создания новой философии образования Мейсон
написала несколько книг о хоумскулинге, родителях и детях, школьном образовании
и новых принципах обучения. В это же время британские родители независимо от
идей Мейсон создали Национальный Образовательный Союз для тех, кто не согласен
с направлением гособразования и не может оплачивать частные классы. В итоге
именно они стали первыми последователями, и по их просьбам Мейсон открыла и
возглавила колледж для гувернанток, которые обучали детей по новым методиками.
В чем состояло новшество образовательной системы
Мейсон?
Мейсон сформулировала несколько методов обучения, которые подходят для каждого ребенка.
Живые книги
Это наиболее известный метод, на который в основном
ориентируются родители и сегодня. Смысл — изучение материала не по сухим
строкам в учебнике, где подаются просто факты и события, а по книгам,
написанным самим исследователем или ученым, увлеченным предметом человеком, в
которых он делится переживаниями, эмоциями, рассказывает о том пути, которой
ему пришлось пройти, чтобы достичь знания. Книга должна быть «живой»,
увлекательной, с разговорным или повествовательным стилем. Обычными учебниками
можно пользоваться только как справочным материалом, «разжеванный», упрощенный
метод подачи информации, по мнению Мейсон, отупляет и оскорбляет ум ребенка.
Таким же образом изучалась география и история. А начало
обучения естественным наукам шло от наблюдения за природой, зарисовок и
записей. Все мысли, события, новые знания ученики записывали в личную «Книгу
веков», хронологическую линию, свой образовательный дневник.
Как понять, что книга — «живая»? В первую очередь ее
должно быть интересно читать, текст не просто дает информацию, он увлекает,
наталкивает на размышления, его хочется обдумать, пересказать, нарисовать,
узнать продолжение или почитать больше о предмете. Они — не простое
развлечение, а пища для ума. Сами книги не должны быть адаптированы по
возрасту, предлагать надо изначальный авторский текст. Мейсон настаивала,
что дети понимают намного
больше, чем взрослые могут предположить. Каждый ребенок изначально умен, и надо
не «оскорблять» его ум, а помогать развивать, сопровождать его взросление,
действуя уважительно.
Пересказы
Пересказы — прекрасная образовательная методика. Ребенок
научается обрабатывать материал, выделять главное и выражать мысли своими
словами. Пересказывать предлагается после одного прочтения всей книги, зато вот
метод самовыражения можно выбирать — это и слова, и письмо, и иллюстрации.
Выработка полезных привычек
Один из методов, которым сложно следовать в условиях
школы, зато необходимо при домашнем обучении. Вырабатывать каждую привычку
требуется от 30 до 45 дней, и в список обязательных входят внимательность,
послушание, правдивость, аккуратность, вежливость, запоминание,
организованность и т. д.
Длительность уроков
Современные уроки по 45 минут Мейсон назвала бы крайне
неэффективным методом, распыляющим внимание ребенка. Чем младше воспитанник,
тем короче должен быть урок. В среднем для детей от 6 до 11 лет надо уделять
одному предмету до 20 минут, а потом переходить к следующему. Это позволяет
полностью концентрироваться на изучении одной темы и не давать ребенку
возможность отвлечься из-за усталости.
Грамотность — через знакомые тексты
Словарные диктанты или странные наборы слов в текстах — не
вариант для овладения грамматикой. Ребенку надо предлагать отрывки из «живых
книг», и изучать, переписывать эти отрывки до того момента, пока полностью не
станет понятен каждый знак и каждая буква. После этого взрослый диктует текст
по одной фразе и сразу же разбирает ошибки. Главное — не отметки, а понимание.
А изучение правил как основ грамматики откладывали до возраста в 10 лет.
Выработка почерка
Бессмысленное повторение одной и той же буквы и слова не
вызывает эмоционального желания написать красиво. Ребенку надо предлагать
одну-две фразы с приятными мыслями, которые надо переписать как можно
правильнее. 10-15 минут не утомляют ребенка, а старается он больше, чем при
заполнении страниц нудным предложением из прописи.
Изучение искусства
Изучение произведений искусства, музыки, поэзии призвано
побуждать мысль ребенка. Как правило, для одного автора Мейсон предлагала
период изучения в 4-6 недель: постепенно, по одному произведению за раз,
рассматривая, слушая, читая, ребенок воспринимал идею создателя. Параллельно он
получал знания из «живых книг» об истории жизни автора произведения искусства,
его мыслях, стремлениях.
Обучение математике
До начала изучения уравнений и всевозможных функций
должен пройти значительный период арифметики со счетным материалом, наполненный
вопросами не «сколько», а «для чего» и «почему», чтобы осознавать, зачем нужна
математика.
Иностранный язык
Неродные языки, согласно данной методике, надо учить
методом погружения.
Возрождение идей Шарлотты
Мейсон: ради детей
Индустриальная революция в Европе не способствовала
популярности домашнего обучения, и методика была почти забыта. Новая жизнь у
педагогики Мейсон началась в США в конце ХХ века.
Сюзан Шеффер Маколи жила с семьей в Англии. Когда ее старшая дочь
начала посещать школу (а учебное заведение тщательно выбрали из списка лучших),
родители с ужасом отметили, что живой и любознательный ребенок становится
унылым конформистом.
В поисках других вариантов Сюзан наткнулась на маленькую
частную школу, работавшую по принципам Мейсон. Результаты перевода ребенка были
настолько впечатляющими, что Маколи не только увлеклась изучением трудов
Мейсон, но и написала свою книгу об этом методе — «Ради детей» (For the
Children’s Sake), которая стала особенно популярна в США.
Сегодня есть и последователи методики Мейсон, и эксперты,
и сообщества родителей, обучающих детей дома. Именно родители в этой философии
— лучшие педагоги для своих детей. Им только нужно воспринять основные
принципы, и они становятся не хуже, а порой и намного лучше профессиональных
учителей.
Методика Мейсон лучше всего работает при домашнем
обучении, однако ее с успехом применяют и в тех семьях, где дети посещают обычные
школы.
Идеи Шарлотты Мейсон сегодня становятся все более
популярны. В них сочетается и внимание к детям, и уважительное наставничество,
и последовательное воспитание.
По материалам:
https://medaboutme.ru/articles/obrazovanie_po_meyson_roditeli_schastliveyshie_iz_lyudey/?page=2
О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И
УЧЕБНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вячеслав Баранов, учредитель Центра домашнего (семейного) и альтернативного образования "Велицей", кандидат филологических наук
Домашнее,
или семейное образование, сравнительно недавно получившее в законодательстве Украины статус полноправной формы образования детей, становится
популярным в родительской среде как
альтернатива традиционному школьному обучению.
Вместе с тем, с одной
стороны, домашнее
образование только начинает
восприниматься как серьезный образовательный институт. С другой стороны, оно уже приобрело оппонентов и даже противников, что говорит о том, что домашнее образование -
серьезная альтернатива современной системе школьного образования.
Неприятие
или оппозиция домашнему образованию имеют свои причины: привычка к традиционным образовательным
стандартам и стереотипам; настороженное
отношение к новому; отсутствие у нас в
стране научных данных относительно этой формы образования и ее научно-методической базы; стремление
государственных служащих в сфере
образования избежать конкуренции с альтернативными формами и сохранить свою монополию на образование; низкая педагогическая и
психологическая культура значительной части общества и, наконец, привитое нам
от прошлых эпох «как бы чего не вышло».
В настоящей статье мы попытаемся очертить
некоторые социально-педагогические и учебные особенности домашнего образования
и первостепенные проблемы, которые
необходимо решить для его
развития и закрепления не только в
правовом статусе, но и статусе
педагогическом.
Выбор
родителями для детей домашней
формы образования обусловлен рядом причин. Их не следует искать только в маргинальности
части родителей и их стремлении к оригинальности. В Украине еще не проведено полномасштабное
изучение влияния домашнего образования на личность ребенка. Проведенный же нами
опрос родителей, дети которых находятся на домашнем образовании, показал
следующие причины выбора родителями этой формы обучения (по убывающей):
неудовлетворенность качеством образования в общеобразовательной школе – 55,6%, нездоровый морально-психологический климат в
школе (буллинг и т.п.) -55,6%, желание удовлетворять в учебном процессе
индивидуальные образовательные потребности ребенка – 48,1%, желание иметь
больше времени для занятий спортом, искусством и т.п. деятельностью – 48,1%,
отсутствие в общеобразовательной школе
индивидуального подхода к личности ребенка – 44,4%, возможность передать детям
нравственные ценности, разделяемые семьей – 33,3%, состояние здоровья ребенка –
29,6%, возможность обеспечить
управляемое социальное взаимодействие ребенка – 18,5%, улучшить родительский
контакт с ребенком -14,8%, другие причины – 3,7%.
Часть родителей указали на несколько
причин перевода ребенка на домашнее образование.
Если
позиции «желание иметь больше времени для занятий спортом, искусством и т.п.
деятельностью», «желание удовлетворять в учебном процессе индивидуальные
образовательные потребности ребенка», «отсутствие в общеобразовательной школе индивидуального
подхода к личности ребенка» рассматривать применительно к индивидуальным потребностям и интересам учащегося, то с уверенностью можно
констатировать, что основной причиной перехода на домашнее образование является
отсутствие в системе школьного образования индивидуального,
личностно-ориентированного подхода к учащемуся. Да и взятый отдельно показатель
44,4% - почти половина - неудовлетворенности родителей отсутствием в общеобразовательной школе индивидуального
подхода к личности ребенка говорит об этом.
Фактор неудовлетворенности качеством образования,
являющийся причиной перевода на домашнее
образование и составляющий 55,6% несомненно следует рассматривать во взаимосвязи с отсутствием индивидуального подхода, а также и с воспитательным фактором, хотя здесь имеются и другие причины, рассмотрение
которых не является целью данной статьи.
Тревожная цифра 55,6% « нездоровый
морально-психологический климат в школе (буллинг и т.п.)» напрямую связана
с воспитательной функцией школы. Несомненно, что именно в связи с этим 33,3%
родителей хотят воспитывать детей дома и передавать им нравственные ценности, разделяемые семьей.
Для
сравнения возьмем данные широких исследований, проведенных в
Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации относительно своих стран.
Согласно исследованию, проведенного Национальным исследовательским
институтом домашнего образования (NHERI)
США, причинами и мотивами выбора домашнего образования среди американских родителей являются:
стремление индивидуализировать учебные
программы и образовательную среду под потребности ребенка; качество академического образования при домашнем
образовании выше, чем в школе;
возможность использовать педагогические подходы, отличные от типичных
для государственных школ подходов;
возможность улучшить отношения между
родителями и детьми, а также между братьями и сестрами; возможность
обеспечивать управляемое и обоснованное социальное взаимодействие с
молодыми сверстниками и взрослыми, т.е. направляемую и нормальную социализацию; обеспечить более
безопасную среду для детей из-за физического насилия, наркотиков и алкоголя,
психологического насилия, расизма и нездоровой сексуальности, связанной с
государственными школами; возможность альтернативного образовательного подхода,
когда государственные или частные институциональные школы закрываются из-за
острых состояний здоровья, например, связанных с болезнью (например, Covid-19,
коронавирус); возможность передавать детям
нравственные ценности, разделяемые семьей и мировоззрение семьи [8].
Опрос
респондентов в Российской Федерации показал, что интерес родителей к домашнему образованию вызван недовольством качества образования в
школе и, в частности, перекладыванием учителями
значительной части учебного
бремени на дом, в связи с чем родители
вынуждены помогать своим детям с домашними заданиями, даже если у них нет
необходимого времени, навыков и опыта; стремлением
части родителей использовать домашнее
образование для укрепления семьи;
отсутствием индивидуального подхода к ребенку в общеобразовательной
школе; желанием, чтобы обучение помогало
детям развивать не только врожденные способности, но и находить новые;
травлей детей в школе и трудностями в обучении; состояние здоровья ребенка, не позволяющее ему посещать
школу; возможностью интегрировать обучение с семейными
ценностями, формировать моральные и
этические ценности своих детей ( таких родителей – 74% из числа опрошенных)[ 10,
с.1363].
При всем различии в общественной и образовательной ситуации в
Украине и упомянутых странах, основные
позиции недовольства родителей государственной и аналогичной ей системой частного образования, как видим,
совпадают: низкое качество образования, отсутствие индивидуального подхода,
нравственный дух школы не совпадает с
нравственными ценностями семьи.
Подобная общность разрывов в
цепочках взаимоотношений «личность – школа», «человек - государство-общество» обусловлена,
на наш взгляд, не только общностью
социально-экономических систем, но
и влиянием на дух школы ценностных факторов, находящихся вне
образовательной системы, но нравственно
и интеллектуально воздействующих на ее субъекты.
Расхождение
во взглядах на эффективность домашнего образования тем не менее не останавливает значительную
часть родителей от перевода детей на эту форму обучения, а ее
существование является совершившимся фактом. Поэтому актуальным становится комплексное содействие родителям
детей, находящимся на домашнем обучении, что включает
психолого-педагогическую, научно-методическую, а также правовую помощь.
Уникальность данной ситуации заключается в
том, что при потребности родителей в
этой помощи, тем не менее они не хотят в
ее результате терять свою творческую
самостоятельность и особенности созданной ими для ребенка
образовательной среды, обусловливающей
его психологическую комфортность и индивидуальное личностное развитие.
Общеобразовательная школа или аналогичные
государственные образовательные
структуры как помощники в этом
случае не привлекает родителей: они ушли от них в результате
неудовлетворенности их работой.
Государство же законодательно оставило за общеобразовательными школами контроль за детьми, находящимися на домашнем
образовании, в форме аттестаций. Теоретически, опять же согласно
нормативно-правовым актам, школа должна направлять учебную деятельность ребенка
и сопровождать ее. Однако в этом случае, если смотреть реально, школа должна
поддерживать конкурирующую форму обучения, и сомнительно, что она будет это делать. Чтобы это делать, у
педагогических работников школы должна быть изменена духовная составляющая их
деятельности. С другой стороны, школа не подготовлена к этому ни научно, ни методически,
ни, тем более, финансово.
Поэтому следует искать другую институцию
научно-методической поддержки домашнего образования. В США, например, такая
институция существует: упомянутый нами выше
Национальный
исследовательский институт домашнего
образования.
Но в
независимости от формы данной
институции, следует определить те первостепенные вопросы, которые ей нужно будет решать.
Проведенный нами опрос родителей, обучающих
детей дома, показал, что, большинство
из них – 40% - детей обучают сами. У 32% учебным материалом дети овладевают самостоятельно.
Если к этому отнести 20%, которые избрали дистанционно-заочную форму обучения
оффлайн, то цифра самостоятельно
обучающихся хоумскулеров составит 52%.
Обучающихся же с учителями онлайн с ежедневными уроками – 28%. 20% детей
обучаются в малых группах до 5-ти
человек. К помощи репетиторов ( не по
всем учебным предметам, что обусловлено финансово) прибегают 24 %.
С другой стороны, на поставленный родителям
вопрос Что создает у вас трудности для
осуществления полноценного домашнего образования? 44% ответили, что такие трудности создает у
них отсутствие педагогического образования; 32% - отсутствие методических
материалов, 28,6% -отсутствие
методической помощи; 24% - неумение
организовать и спланировать учебный процесс. И только 4% из числа опрошенных указали, что не
испытывают никаких трудностей.
Как видим, большинство родителей сами направляют обучение детей. Одновременно,
подавляющее большинство родителей указали на трудности в организации этого
процесса в связи с отсутствием педагогического образования и методической
помощи.
Общеобразовательные школы обеспечивают учащихся только стандартными контрольными и домашними
заданиями и учебными материалами для их выполнения. Консультации
не представляют собой системный образовательный
процесс. Малоэффективно обращение к образовательным платформам, немалая часть которых
предлагает некачественный контент. Здесь возникает та же проблема, которая имела место и в массовой школе, заставившая родителей
избрать домашнюю форму обучения, - отсутствие индивидуальной работы с ребенком
и опоры на его личностные особенности. Например, получившая
распространение такая форма учебного материала, как видеоурок.
Видеоурок представляет монолог учителя при пассивном
интеллектуальном восприятии излагаемого в нем учебного материала
детьми.
В свое время Л.С.Выготский писал, что
обучение, основанное только на наглядности и пассивном восприятии
информации, но исключающее из преподавания все, что связано с
отвлеченным мышлением, не дает результата, приучая ребенка исключительно
к наглядному мышлению и не развивая другие мыслительные функции [2, с.386].
Видеоурок,
при всех своих наглядных компьютерных эффектах и
образности, не является средством личностно-ориентированной педагогики.
Яркое и эффективное представление в нем тех или иных учебных материалов
не обеспечивает активную мыслительную деятельность ученика. Кроме того,
видеоурок, а также и другие автоматические средства
получения заданий и контроля, сориентированы на усредненного
ученика и не учитывает индивидуальные особенности каждого отдельного
ребенка. И главное, видеоурок – это монолог учителя, а не диалог
учителя с учеником.
Таким образом, для обеспечения эффективных условий домашнего образования
детей, требуется научно-методическая помощь родителям в его организации. Нам
представляется, что для организации этой помощи нужна соответствующий институт, куда бы родители могли бы
обратиться за помощью и который по своей
инициативе обеспечивал бы такую помощь.
Стандартизированность сегодняшней системы школьного образования напрочь отсекает личностно-ориентированную направленность
обучения, не позволяет учитывать в преподавании такие индивидуальные качества
ребенка, как способности, интересы, особенности восприятия и
мышления. Другим фактором, не позволяющим учащемуся в массовой школе
свободно развивать свою индивидуальность, является стандартизированность
школьных учебных программ, сориентированных на средний уровень некоего
абстрактного ученика. Результатом является невыполнимость в формировании компетенций, предусмотренных
государственными программами. Возникает
как бы замкнутый круг: государственный стандарт компетенций является
целью, к которой нужно привести
ученика, но сам же механизм
для реализации этой цели, не
учитывающий индивидуальность ребенка, не позволяет эффективно идти к этой цели.
Результатом является массовое привлечение родителями к образованию
репетиторов, что говорит о том, что современная школа в результате отмеченных причин не выполняет
свою функцию в реализации индивидуальной образовательной траектории ученика и
эту функцию взяли на себя репетиторы.
Домашнее же
образование, в противоположность обучению в массовой школе, при правильной
своей организации, создает условия для сохранения и развития
индивидуальности ребенка, а таким образом, и
обеспечивает компетентностный подход. Эта форма образования дает
возможность ребенку учиться по индивидуальной учебной программе, учитывающей образовательные и культурные интересы ученика, его способности и таланты,
индивидуальные особенности психики; обеспечивает индивидуальный темп
обучения при освоении программы, позволяет ученику идти быстро и
вперед и, наоборот, останавливаться при трудностях в освоении учебного
материала для его спокойного осмысления.
Кроме того, домашнее образование
основывается на знании личности ребенка и его индивидуальных особенностях, что
позволяет подстроить под ученика и учебную программу, содействующую его
развитию и интересам.
Таким
образом, в условиях домашнего образования проявляется возможность, при
сохранении стратегических
образовательных целей (в их широком, просветительском смысле),
изменить образовательную тактику.
В контексте
изменения образовательной тактики домашнее образование имеет перед
унифицированным массовым обучением то преимущество, что родители в организации
обучения свободны в выборе программы
обучения. Речь не идет о том, что свобода в выборе программы обучения уводит от
компетентностного подхода, определяемого
государственными программами. Речь идет
о внесении индивидуальной составляющей в государственные стандартные программы.
Исследования, например, этого вопроса в американских семьях, обучающих детей
дома, показали, что 80% родителей используют учебную программу в качестве
отправной точки, но дополняют ее другими материалами, объясняя это стремлением
к гибкости учебного процесса и
убежденностью, что учебная программа
должна учитывать интересы и способности ребенка [11].
Опрос, проведенный нами среди украинских
семей, показывает примерно такое же количество желающих индивидуализировать под
своего ребенка государственные
программы. Это дает возможность удовлетворить образовательные интересы ученика и содействует развитию у него познавательных
процессов и самореализации своего интеллектуального и творческого
потенциала.
Обращает на себя внимание желание третьей части опрошенных
родителей передать детям нравственные
ценности, разделяемые семьей.
Целью нашего исследования не являлось
определение характера этих
ценностей ( эти ценности могут быть связаны
с религиозными убеждениями, культурными
и национальными традициями семьи ). Однако уже то, что имеются немалые
группы семей, ценности которых расходятся с ценностными ориентациями школы, уже
заставляет серьезно задуматься о культурно-составляющем компоненте школьного образования и его соответствия
запросам семей. Но это задача уже другого исследования.
Отдельно стоит беспокоящий родителей вопрос
социализации. Значительная часть современных родителей понимает социализацию всего лишь как общение, и
преимущественно с одноклассниками и
ровесниками в школе. Из опрошенных нами
родителей обучающихся дома детей только
16% считают, что социальное воспитание
должно быть управляемым, а переход на домашнее образование рассматривают
как возможность обеспечить управляемое
социальное взаимодействие ребенка.
В то же время, перевод на домашнее образование детей
высвободил для них время для расширения социальной активности: занятия в
творческих студиях, спортом и т.п. Кроме того, 31% детей работает в учебных группах от 5 до 10 человек, что
обеспечивает им социальный контакт.
Но указание 55,6% опрошенных родителей на
неблагоприятный морально-психологический
климат в общеобразовательной школе как одну из причин перевода на
домашнее образование говорит о том, что не всегда массовая школа
создает нормальные условия для социализации,
а скорее создает возможность десоциализации, то есть деформации нормальной социализации личности под влиянием
негативной микросреды [5,с.233].
Вопрос нормальной социализации
имеет еще и другую сторону -
психологической комфортности ребенка в детском коллективе. Сущность ее
заключается в том, что помещенный в определенную социальную среду ребенок, если
среда неприемлема для него, а для среды неприемлем ребенок, подвергается
опасности возникновению у него отклонений в поведении, т.е. возникновению
девиаций разного типа.
Включение ребенка в школьный коллектив
одноклассников, который он не выбирает
сам, но в котором он может как адаптироваться, так и по тем или иным причинам
быть отвергнутым соучениками, вызывает у ребенка неблагоприятное психическое
состояние, приводящее к состоянию школьной дезадаптации. Результатом этого
является нежелание ребенка посещать школу. Но, подчиняясь требованиям
родителей, понимая, что школу нужно посещать, ребенок все-таки и пока посещает
ее. Однако, находясь в подобных
неблагоприятных для его психики условиях, школьник переживает внутреннюю
психическую травму. И чем острее состояние дискомфорта и дистресса его личности
в коллективе одноклассников, тем
активнее его стремление уйти из данного детского коллектива. Все попытки
заставить ребенка ходить в школу, т.е. включить его в неприемлемую им среду, потерпят провал.
Описывая подобное душевное состояние
ребенка в условиях резкого личностного дискомфорта и поиск им возможных путей выхода их этого состояния,
известный психолог А.А.Реан указывает на него как на «пусковой механизм делинквентности»[6, с.62-64].
Домашнее (семейное) образование никак не предполагает изоляцию ребенка от общества
и разрыв между ними связей. Сам тезис о социальной изоляции
ребенка при домашнем образовании является не только ошибочным, но и надуманным.
Наоборот, семейное образование
высвобождает у ребенка время для
деятельности в различных социальных сферах, что обеспечивает
формирование у него социального опыта. Другой вопрос – качество социальных групп, с
которыми взаимодействует ребенок. И здесь становится вопрос направляемости
процесса социальных контактов и роли родителей в воспитаниии ценностной
ориентации ребенка при выборе этих контактов. Именно ценностная сторона
определяет выбор поведения и отношений при социальной
деятельности, качество «воспроизводства» индивидом социального опыта, что является неотъемлемой
стороной социализации [1, с.269]
Но
домашнее образование содействует и формированию у ребенка
таких качеств, как ответственность, самодисциплина, умение
организовать себя, то есть тех качеств, без которых невозможна в дальнейшем
успешная карьера и счастливая семейная жизнь. Способность
организовать себя также относится к одной
из сторон социализации.
Непредвиденная ситуация с переходом в связи с пандемией на
карантин и организация обучения детей в
домашних условиях показала не только плохую техническую оснащенность школ.
В связи с карантином возникла проблема
жизнедеятельности детей дома:
организация учебы, досуга, выполнения распорядка дня, умения планировать
свои задачи и т.п. И оказалось, что значительная
часть детей не умеет
делать это. Все с детьми и за детей
приходилось делать родителям.
Переход на обучение в домашних условиях
показал и низкий уровень самодисциплины, в том числе и нравственного воспитания школьников [4]. Опрос педагогических работников
школ «Дослідження стану реалізації дистанційнго навчання в Україні
(березень-квітень 2020)», проведенный по инициативе МОН Украины, показал, что
самой большой для учителей проблемой в реализации дистанционного обучения явилась невыход детей
на уроки - 72,6% [3,с.12], что
является результатом отсутствия самодисциплины и самоорганизации у детей, нежелания и неумения
самостоятельно учиться.
Самодисциплина - это умение и привычка управлять собой,
концентрация на цели и осознанность в подходе к делам, особенно
сложным, умение найти в цепи дел главное и умение выделить для него время.
С проблемами самоорганизации и самодисциплины
не столкнулись родители, дети которых
находятся на домашней форме образования.
Поэтому социализацию нельзя рассматривать как
процесс привития общественных стандартов без нравственной оценки этих
стандартов. Как писал Эрих Фромм, «ничто так не вводит в заблуждение
относительно состояния умов в обществе, как «единодушное одобрение» принятых представлений.
При этом наивно полагают, что если большинство людей разделяют определенные
идеи и чувства, то тем самым
доказывается обоснованность последних. Нет ничего более далекого от истины, чем
это предположение. Единодушное одобрение само по себе никак не связано ни с
разумом, ни с душевным здоровьем» [7, с.21]
Социальное
воспитание является частью воспитания и
формируется через воспитание. Социализация без нравственных ценностей,
предоставление ребенка во власть стихии
ведет к его обезличиванию и утере
индивидуальности.
Как
известно, семья является начальным
этапом в социальном воспитании ребенка. При включении в этот процесс школы и
других общественных институтов влияние
семьи остается преобладающим, если духовное влияние этих институтов не
превосходит духовное влияние семьи, что
зависит как от родительского авторитета, так и от сохранения духовной связи
между детьми и родителями. Опасность разрыва этой связи возникает в пубертатный период, когда авторитет сверстников начинает составлять
конкуренцию и даже преобладать над авторитетом родителей. Поэтому определенная
часть родителей – 15,3% из числа,
опрошенных нами, перевод на домашнее обучение рассматривает как
возможность улучшить родительский контакт с ребенком. С другой стороны,
нахождение ребенка на домашнем обучении уже
создает условия для упрочения
духовной связи родителей с детьми,
поскольку усиливается ситуация
совместной семейной деятельности
детей и родителей по принципу «Читаем вместе», «Играем вместе», «Строим
вместе», «Общаемся вместе», «Гуляем вместе»[9].
Здесь
проявляется и еще одна существенная
особенность: взятие родителей всей тяжести образования, воспитания и развития
ребенка на себя, а не перекладывания его на другие структуры, государственные и
коммерческие. Таким образом, происходит процесс педагогизации семьи.
Подведем итоги сказанного. В
настоящей статье мы коснулись только
главных социально-педагогических и
учебных проблем домашнего образования. Но эти проблемы на данное время
являются фундаментальными для развития
системы домашнего образования, а потому и актуальными. Причем эта
актуальность выходит за рамки домашнего
образования, поскольку высвечивает и проблемы современной школьной
образовательной системы.
Относительно самого домашнего образования, то
на сегодняшний день оно создает условия и возможности для осуществления
личностно-ориентированного подхода к детям.
Список использованных источников
1.Андреева Г.М.
(2004) Социальная психология. М.: Издательство «Аспект Пресс». 365с.
2.Выготский Л.С. (1991) Педагогическая психология. М.:»Педагогика». 481с.
3.Дослідження стану
реалізації дистанційного навчання в Україні (березень-квітень 2020) :Про СВІТ Центр дистанційної освіти. http://prosvitcenter.org/doslidzhennia-dystanciynoyi-osvity-2020.
4.ЛІкарчук Ігор Про кількість платформ, сайтів, вебінарів.
http://ru.osvita.ua/blogs/72590/
5.Орбан –Лембрик Л.Е.(2004) Соціальна-психологія.-Книга І: Соціальна
психологія особистості і спілкування. Київ: «Либидь». 574с.
6.Реан А.А. (2007) Психология личности: Социализация, поведение, общение. М.:АСТ; СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК. 407с.
7.Фромм Эрих (2005) Здоровое общество. М.: АСТ: Транзиткнига.571с.
8.Brian D. Ray Research Facts on Homeschooling, Homeschool Fast Facts https://www.nheri.org/research-facts-on-homeschooling/
9.Nadia Ivanchikov From school
to home
education https://www.facebook.com/photo/?fbid=10157166603705205&set=pcb.10157166575615205
10.Ramil R.
Garifullin A Study of Parental Interests and Motivation for Home Educationin
Russia and in the United States// International Forum on Teacher
Education. Proceedings
IFTE-2019, 1361-1370 doi:10.3897/ap.1.e1291
11. Sarah
Pannone Homeschool Curriculum Choices:
A Phenomenological Study https://www.nheri.org/home-school-researcher-homeschool-curriculum-choices-a-phenomenological-study/
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Комментариев нет:
Отправка комментария