ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ



                                                                                   


ШКОЛЬНЫЙ  КАРАНТИН И ОБУЧЕНИЕ ДОМА

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».

 Закрытие школ на карантин  не внесло изменений  в ритм   обучения  и выполнения учебных программ  учащимися  нашего  Центра, поскольку все дети, которые у нас учатся, с первого по одиннадцатый классы,  находятся на домашней форме образования и обучаются дистанционно в режиме онлайн. Они приучены самостоятельно организовывать свой день, а контроль со стороны родителей  осуществляется через   системную взаимосвязь  и сотрудничество с преподавателями.
      С  первых дней  карантина к нам стали обращаться родители, дети которых  обучаются в массовых общеобразовательных школах и сейчас вынуждены учиться дома. Вопросы, с которыми к нам обращаются, касаются  не только  возможности  временно организовать онлайнуроки    на базе нашего центра, но и  особенностей организации  самостоятельного обучения детей в домашних условиях.
  Именно вторая проблема сейчас  активно обсуждается в средствах массовой информации и социальных сетях.
 Я позволю себе изложить некоторые мысли по поводу особенностей обучения детей в домашних условиях.
   Прежде всего отмечу, что та ситуация, в которой сейчас приходится  учиться  большинству детей, никак не является домашним образованием.
  Домашнее (семейное) образование – это постоянное обучение ребенка в домашних условиях без посещения массовой школы с целью получения  полноценного образования. Домашнее образование не  следует путать с домашним обучением. Домашнее образование и домашнее обучение отличаются друг от друга по целям и содержанию.
Цель домашнего обучения – не прекращение обучения ребенка в традиционной общеобразовательной   школе, а временное, в вязи с вынужденными обстоятельствами, обучение ребенка в домашних условиях  с тем, чтобы он не отстал от школьной программы. Обучение на дому заканчивается тогда,  когда  причины, мешающие  ребенку посещать общеобразовательную школу, будут устранены. Поэтому  массовая ситуация обучения на дому в связи с карантином  не является домашним (семейным) образованием.
  Интерес к домашнему образованию и активный  перевод родителями детей на эту форму образования  вызваны  главным образом  неудовлетворенностью  родителей школьным образованием, а именно -   отсутствием  индивидуального  подхода к личности учащегося при обучении в массовой школе, что является  результатом противоречия между общими  целями обучения и индивидуальными потребностями личности в реализации своих природных талантов.
   Условия  домашнего  образования, в которых находится   ребенок, выгодно отличаются от условий массовой школы, а  именно:  в домашнем образовании для ребенка обеспечиваются и сохраняются условия для сохранения своей индивидуальности. В массовой же школе сохранение индивидуальности спорно,  поскольку здесь личность должна  приспосабливаться и следовать групповым стандартам и ценностям,  подчас очень сомнительным, а сама среда не всегда благоприятна для ребенка.
    Домашнее образование, если хотите, является   целой образовательной философией и педагогическим  мировидением, почему и является альтернативным традиционному массовому образованию. В основе  домашнего образования  находится  личностно-ориентированный подход к ребенку.  В условиях домашнего образования родители свободны в  выборе  удобных для ребенка расписания уроков,  форм обучения и учебных программ. Самостоятельно организовывая учебный процесс, родители всегда в творческом поиске.
   Сказанное не означает, что дети, обучающиеся дома, не должны овладеть государственными стандартами образования. С другой  стороны, стандартизированность  современной системы школьного   образования не учитывает такие индивидуальные  качества   ребенка,   как способности, интересы, особенности восприятия и мышления.  Домашнее   образование, в противоположность массовому, при правильной своей организации создает условия для сохранения  и развития индивидуальности ребенка.
      Второе. Дистанционное обучение также не является домашним образованием, хотя может использоваться как одна из его форм. Например, наш центр специализируется на системном онлайнобучении детей, находящихся на  семейной (домашней) форме образования. Но обучение осуществляется индивидуально в непосредственном контакте ученика с педагогом, а учебный материал подбирается с опорой на способности и  образовательные  потребности  конкретного ребенка.
   Заметим, что в последнее время  у некоторых исследователей  эффективность дистанционного обучения  и его влияния на развитие личности учащихся, а также на качество знаний, начинают вызывать   скепсис,  поскольку ориентир только на программный и информационный материал, состоящий из контрольных тестов, видеоматериалов, тренажеров, игр  и т.п.   не учитывает главного – индивидуальность  учащегося и индивидуальные особенности в восприятии учебного материала.
 Действительно,  все достижения ІТ-технологий можно с успехом  использовать  как вспомогательное образовательное средство на уроке, но не как  главное.  Личность учителя  и его духовный контакт с учеником никакой электронный механизм не заменит.
    Сегодня  неготовность школ перейти в условиях карантина на дистанционное  обучение  вызывает острую (и справедливую!) критику. Тем не менее, оптимизм не стоит терять, и, думаю, что эта проблема будет решена как на государственном уровне, так и на уровне школ, где есть немало талантливых учителей.   
  Что же касается  предлагаемых сейчас  в огромной массе  электронных учебных материалов и платформ, то не все они качественны, соответствуют учебному программному материалу и  учитывают психолого-педагогические и возрастные особенности  детей. Поэтому  следует  выделить  и рекомендовать те из них,  которые имеют дидактически обоснованный контент.    
  Проблему вызвала и самоорганизация детей на самостоятельное получение знаний. Как отмечается в рядке публикаций, дети не проявляют готовность, желание и умения  самостоятельно приобретать знания,  овладевать  ими  дистанционно.
  Это говорит только о том, что  одна из стратегических задач нашей школы и о которой говорится на протяжении не одного года -  формирование  у учащихся  как одной из ключевой компетентностей  умения учиться  в продолжении жизни ( и ее составляющего компонента -  умения планировать и организовывать  собственную учебную деятельность),  не выполнена. А почему- то это уже отдельный вопрос -   эффективности не только образования, но и его составной части - воспитания.
   С другой стороны, то, что школьник не может самостоятельно организовать себя, свой режим дня, выбрать приоритеты  в выполнении задач своей жизнедеятельности, больше относится к родителям. Воспитание ответственности, трудолюбия, самодисциплины, умения распоряжаться своим временем начинается в семье. Как отметил еженедельник»Зеркало недели», «карантин станет стресс-тестом и для школьников, — сформированы ли у них такие важные для будущего вещи, как тайминг (умение распоряжаться своим временем) и самообразование. Это два кита, на которых строится будущее. И если родители хотят, чтобы дети чего-то достигли в жизни, эта ситуация поможет им осознать, насколько дети к ней подготовлены».
   Домашнее образование содействует  решению этих проблем. Почему? Сама система домашнего образования содействует  педагогическому системному педагогическому   сотрудничеству родителей и  учителей(учителя), чего нет в массовой школе. Родители и учителя  представляют собой своеобразный микропедколлектив, координирующий свои  действия по   образованию, воспитанию и развитию ребенка.
   И еще нюанс: как при обучении онлайн, так и при домашнем обучении в группах родители могут  свободно присутствовать на уроках и таким образом контролировать учебный процесс, что  невозможно в общеобразовательной школе.
   Обучение ребенка в домашних условиях  высвобождает ребенку массу свободного времени, которое нужно продуктивно заполнить. И это ему приходится делать самому, поскольку  многие родители  обучающихся  дома  детей  работают и днем не находятся с ребенком. Детям приходится самостоятельно организовывать  свою учебу, особенно тем из них, которое  учатся индивидуально  и дистанционно ( например, онлайн ).  Из этого следует вывод: домашнее форма образования подходит не всем  родителям и детям, а только тем, которые  могут организовать себя и детей. Поэтому при решении о переводе на домашнее образование нужно  оценить свои физические, хронологические и педагогические возможности, оценить  уровень самостоятельности и ответственности ребенка.

  И последнее. Раз вы уже оказались вместе со своим ребенком дома или вам нужно помочь ему организоваться на учебный труд  – радуйтесь этому случаю, радуйтесь возможности  побыть с ребенком, уделить ему внимание, почитать вместе, обсудить разные вопросы и темы, играйте, ведите вместе домашнее хозяйство, занимайтесь творчеством. Не упускайте момент. Именно это обеспечивает вашу духовную связь с ребенком. С окончанием карантина все вернется на круги своя: дети пойдут в школу,  потому что в школу нужно ходить (именно «ходить, а не учиться», по словам  известного и авторитетного эксперта современного украинского образования). Вы уйдете на работу. Связь разорвется. Не допускайте этого после карантина. 










ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».


    В самом начале, когда мы решили  организовать  дистанционное обучение детей в домашних условиях,  перед нами встала принципиальная задача,  вытекающая из нашего понимания целей и задач образования в целом: во имя чего мы это делаем?
  Интенсивно развивающиеся сегодня  информационно- коммуникативные технологии  позволяют учить  ребенка в любое время и в любом месте. Совершенствуются различные формы контроля за знаниями и подачи информации учащимся. И здесь нам оставалось только использовать  достижения ІТ. Но оставался главный  вопрос, который непосредственно вытекал, как уже сказано, из нашего понимания целей образования, которые, вместе с тем, напрямую связаны с причиной, по которой родители забирают детей из массовой школы и переводят на домашнее образование. А именно: как в условиях дистанционного обучения, с его неограниченными информационными возможностями, не потерять главное: индивидуальное развитие ученика? И здесь  возник следующий вопрос: для чего мы учим дистанционно? Чтобы дать ребенку: информацию или образование?  Мы остановились на втором – на образовании. Поэтому мы организовали обучение так, что  возможности ІТ играют  в обучении не главную, а вспомогательную роль. Это возможно только в   обучении  ребенка  через непосредственный контакт с педагогом, т.е. через преподавание онлайн. Все практически неограниченные  технологии ІТ и  используемые  в них формы обучения  ( видеоуроки, автоматическое тестирование, направление заданий через личные страницы на сайтах,  при необходимости - консультации учителя и др.)  имеют один общий недостаток: ученик в них выступает как виртуальный объект, а не как живой человек, с его  интересами, способностями  и запросами.
  Поэтому,  создавая дистанционное обучение онлайн, когда учащийся находится в прямом  индивидуальном  ежедневном контакте с учителями, ведет с ними активный диалог в поиске истины  и где процесс получения знаний приобретает творческий характер, нам пришлось определиться с теми   образовательными принципами, на которых  в нашем центре домашнего (семейного) и альтернативного образования «Велицей» мы строим  образование.
   Прежде всего, мы рассматриваем образование как единство  с воспитанием. Для нас важна  не информационная сторона урока, а его развивающе -воспитывающий эффект, личность ребенка в целом, со всех сторон его жизни.
   Но  чтобы  урок стал личностно-ориентированным, а  вся система нашего обучения обеспечила развитие ребенка, нужно знание личности ребенка, знание его внутреннего мира.  Поэтому мы не только перед началом обучения проводим психолого-педагогическое изучение личности ребенка, но и, обучая,  налаживаем теплый, задушевный контакт учителя с ребенком. Если учитель от Бога, то это возможно   и в условиях онлайн-обучения.
    Очень многих родителей  волнует вопрос мотивации ребенка к учебе, поскольку  проблема нежелания  детей  учиться и посещать школу  выросла до национального масштаба.
   Одним из путей формирования учебной мотивации, которые используем мы в преподавании, является создание  для ребенка ситуации успеха. Ученик должен видеть, что он успешен. Даже  за самые маленькие достижения в учебе  учитель должен  хвалить ребенка, поддерживать его, внушать  уверенность в себе – и таким образом идти вперед и, говоря словами   знаменитого австрийского   психолога  Альфреда  Адлера, использовать это как отправную точку для  стимулирования  стремления ученика к самосовершенству и  в других   сферах деятельности. Поэтому обучение - это искусство   и вдохновлять,   и заинтересовывать ученика.
     А чтобы  успешно выполнять    эти указанные  принципы,  в нашей школе работают учителя, не просто хорошо знающие преподаваемые ими предметы, но и   обучающие этим предметам детей с любовью,  создающие в обучении такое духовное пространство, пространство любви к ученикам и любви к своему делу, в котором детям хочется и быть, и учиться.
    Индивидуальный  подход  к ученику  поставил перед нами вопрос и о содержании  учебного материала, т.е. об индивидуальных учебных программах для каждого нашего учащегося. И здесь мы исходим из того, что образовательная программа должна быть  направлена на формирование личности ученика, на удовлетворение его индивидуальных образовательных  потребностей, а не только   на  информирование учащегося. Фактическая, стандартная сторона программы и ее обязательное освоение  в нашей методике  являются не  целью, а средством  для  личностного развития ребенка. Поэтому образовательные программы у нас двухуровневые, состоящие из уровня государственного стандарта, и уровня индивидуальных потребностей ученика. И в первом, и во втором случае, информационно-коммуникативные технологии играют вспомогательную, а не главную роль.
   Активный, творческий диалог учителя и ученика в ходе онлайн-урока  имеет целью научить ребенка мыслить, анализировать,  выводить причинно-следственные связи явлений, сравненивать. Мы  учим ученика проникать  в сущность  предметов и явлений, а не только наполнять свой ум запасами информационных фактов. Урок представляет собой не монолог учителя, излагающего   информационные факты, а  побуждение  учащегося к осмыслению этих фактов,  к умению  выражать свои знания в  речи  в красивой форме и  использовать в практике и жизненной деятельности.
  И конечно, урок должен быть интересным, ярким, захватывающим ученика.
  И последнее. Родителей наших учащихся мы рассматриваем как коллег.  Хотя уроки с учениками проводятся  дистанционно в режиме онлайн,   родители  поддерживают постоянную связь с учителями и тьютором ребенка, в любое время присутствуют на уроке. Для  каждого ребенка сформировался маленький микропедколлектив, состоящий из равноправных партнеров – родителей и  учителей -  совместно решающих все задачи   в образовании и воспитании ребенка.
   Мы постоянно в поиске и движении. В поиске объединения педагогической науки с достижениями информационно-коммуникативных технологий и  стремлении  творчески использовать  результаты нашего поиска в домашнем дистанционном обучении.






ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ  И СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».


     В последние несколько лет  явно обозначилось желание родителей учить детей в домашних условиях.
    Хотя никаких статистических  исследований по активности этого процесса  не  проводилось, однако  стремительный рост количества  домашних мини-школ, организованных  родителями  для своих детей, и поиски  родителями   подобных  школ  подтверждают усиливающийся интерес к домашнему образованию.
    Все это  не могло  быть   не замеченным  официальными кругами,  результатом  чего явилось законодательное признание домашнего образования  полноправной   формой    получения образования в  Украине.  (Закон Украины «Об образовании», «Положение об индивидуальной форме получения среднего образования» ).
     Неудовлетворенность части родителей школьным (публичным) образованием вызвана   отсутствием  индивидуального  подхода к личности учащегося при обучении в массовой школе, что является  результатом противоречия между общими  целями обучения и индивидуальными потребностями личности в реализации своих природных талантов.
   Условия  домашнего  образования, в которых находится   ребенок, выгодно отличаются от условий массовой школы, а  именно:  в домашнем образовании для ребенка обеспечиваются и сохраняются условия для сохранения своей индивидуальности. В массовой же школе сохранение индивидуальности спорно,  поскольку здесь личность должна  приспосабливаться и следовать групповым стандартам и ценностям,  подчас очень сомнительным, а сама среда не всегда благоприятна для ребенка.
   При домашнем же образовании родители сами  выбирают  среду  нахождения,  какую считают  благоприятной для своего ребенка.                Закономерно возникает вопрос  социализации, который чаще всего возникает у родителей при выборе  формы обучения  для своего ребенка: что избрать -  домашнее образование или образование школьное?
   Критики системы домашнего образования утверждают, что уход ребенка из школьного коллектива и перевод к домашнему обучению приведет  к нарушению его нормальной социализации.
   Ответом сторонников домашнего образования чаще всего является аргумент, что домашнее образование не представляет собой изоляцию ребенка от детской среды и общества, иными словами – изолированное безвыходное сидение дома. Наоборот, экономия  времени ребенка, которое дает домашнее образование, позволяет привлечь его к активному участию в  кружках, студиях, спортивных секциях, к другим формам социокультурной деятельности. Но важно, что родители сами выбирают для ребенка социальную среду и круг общения.
   Но мы хотели бы посмотреть на вопрос социализации с другой стороны, а именно: всегда ли для ребенка массовая школа создает нормальный условия  для социализации?   Ведь наукой установлено, что есть еще и десоциализация, то есть приобретение человеком негативного социального опыта. Обеспокоенность значительной части родительской общественности нравственно-психологической обстановкой в детских коллективах части общеобразовательных школ говорит о ненормальных условиях для социализации  и об опасности десоциализации. В данном случае уместно вспомнить евангельскую истину: «Не обманывайтесь: худые общества развращают добрые нравы» ( 1 Кор.15:33).
    Вопрос нормальной социализации имеет еще  и другую сторону - психологической комфортности ребенка в детском коллективе. Сущность   проблемы заключается в том, что помещенный в определенную социальную среду ребенок, если среда неприемлема для него, а для среды неприемлем он, то  ребенок подвергается опасности возникновения у него отклонений в поведении, т.е.  девиаций разного типа и школьной дезадаптации.
    Вместе с тем, навязывание личности присущих социуму стереотипов поведения разрушает  индивидуальность ребенка.
    С другой  стороны, стандартизированность  современной системы школьного   образования не учитывает такие индивидуальные  качества   ребенка,   как способности, интересы, особенности восприятия и мышления.  Домашнее   образование, в противоположность школьному, при правильной своей организации, создает условия для сохранения  и развития индивидуальности ребенка.
   Но домашнее образование   содействует и  формированию у ребенка и других качеств: ответственности, самодисциплине, умению организовать себя, то есть тех качеств, без которых невозможна в дальнейшем успешная карьера и счастливая семейная жизнь.
  Что  есть самодисциплина? Это умение и привычка управлять собой, концентрация на   цели и осознанность в подходе к делам, особенно сложным, умение найти в цепи дел главное и умение выделить для него время.
    Заорганизованность же и стандартизация учебного процесса в массовой школе, администрирование  деятельности  ребенка в школе  не позволяют  формировать  у него самодисциплину и присущие ей качества.
   Другим фактором, не позволяющим учащемуся в массовой школе свободно развивать свою индивидуальность, является стандартизированность школьных учебных программ, сориентированных на средний уровень некоего абстрактного ученика.
   Домашнее же образование дает возможность ребенку учиться по индивидуальной учебной программе, учитывающей его образовательные и культурные интересы, способности и таланты,  индивидуальные особенности психики; обеспечивает  индивидуальный темп обучения при  освоении программы,  позволяет ученику идти быстро и вперед и, наоборот, останавливаться при трудностях в освоении учебного материала для его спокойного осмысления.
   Кроме того, домашнее образование основывается на знании личности ребенка и его индивидуальных особенностях, что позволяет подстроить под ученика  и учебную программу, содействующую его развитию и интересам.
   В Украине  ещё не проводилось  исследование  уровня знаний  и социальной  активности детей, переведенных на домашнюю форму образования. И это  имеет свое объяснение: домашнее образование как равноправная с государственным обучением в массовых школах  форма  образования только начинает   восприниматься как серьезный образовательный институт.
   Что касается родителей, дети которых обучаются в массовых школах,  то проведенный специалистами нашего центра опрос показал, что на сегодня имеют желание  попробовать подключить ребенка  к интересной программе домашнего образования  24% опрошенных  родителей; не являются сторонниками домашнего образования, однако хотят получить больше информации о домашнем образовании - 40%; категорически не согласны с таким подходом  в образовании детей - 24%.
 Отсутствие у нас в стране широкой информации о домашнем образовании, а также   невыстроенность  его  организационно-педагогической  структуры  не говорит  о наличии непреодолимого  барьера для развития домашнего образования в Украине, поскольку  потребность  в  нем имеется,  а   на государственном  уровне  уже  сделаны  первые шаги .






ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ  И СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».


     В последние несколько лет  явно обозначилось желание родителей учить детей в домашних условиях.
    Хотя никаких статистических  исследований по активности этого процесса  не  проводилось, однако  стремительный рост количества  домашних мини-школ, организованных  родителями  для своих детей, и поиски  родителями   подобных  школ  подтверждают усиливающийся интерес к домашнему образованию.
    Все это  не могло  быть   не замеченным  официальными кругами,  результатом  чего явилось законодательное признание домашнего образования  полноправной   формой    получения образования в  Украине.  (Закон Украины «Об образовании», «Положение об индивидуальной форме получения среднего образования» ).
     Неудовлетворенность части родителей школьным (публичным) образованием вызвана   отсутствием  индивидуального  подхода к личности учащегося при обучении в массовой школе, что является  результатом противоречия между общими  целями обучения и индивидуальными потребностями личности в реализации своих природных талантов.
   Условия  домашнего  образования, в которых находится   ребенок, выгодно отличаются от условий массовой школы, а  именно:  в домашнем образовании для ребенка обеспечиваются и сохраняются условия для сохранения своей индивидуальности. В массовой же школе сохранение индивидуальности спорно,  поскольку здесь личность должна  приспосабливаться и следовать групповым стандартам и ценностям,  подчас очень сомнительным, а сама среда не всегда благоприятна для ребенка.
   При домашнем же образовании родители сами  выбирают  среду  нахождения,  какую считают  благоприятной для своего ребенка.                Закономерно возникает вопрос  социализации, который чаще всего возникает у родителей при выборе  формы обучения  для своего ребенка: что избрать -  домашнее образование или образование школьное?
   Критики системы домашнего образования утверждают, что уход ребенка из школьного коллектива и перевод к домашнему обучению приведет  к нарушению его нормальной социализации.
   Ответом сторонников домашнего образования чаще всего является аргумент, что домашнее образование не представляет собой изоляцию ребенка от детской среды и общества, иными словами – изолированное безвыходное сидение дома. Наоборот, экономия  времени ребенка, которое дает домашнее образование, позволяет привлечь его к активному участию в  кружках, студиях, спортивных секциях, к другим формам социокультурной деятельности. Но важно, что родители сами выбирают для ребенка социальную среду и круг общения.
   Но мы хотели бы посмотреть на вопрос социализации с другой стороны, а именно: всегда ли для ребенка массовая школа создает нормальный условия  для социализации?   Ведь наукой установлено, что есть еще и десоциализация, то есть приобретение человеком негативного социального опыта. Обеспокоенность значительной части родительской общественности нравственно-психологической обстановкой в детских коллективах части общеобразовательных школ говорит о ненормальных условиях для социализации  и об опасности десоциализации. В данном случае уместно вспомнить евангельскую истину: «Не обманывайтесь: худые общества развращают добрые нравы» ( 1 Кор.15:33).
    Вопрос нормальной социализации имеет еще  и другую сторону - психологической комфортности ребенка в детском коллективе. Сущность   проблемы заключается в том, что помещенный в определенную социальную среду ребенок, если среда неприемлема для него, а для среды неприемлем он, то  ребенок подвергается опасности возникновения у него отклонений в поведении, т.е.  девиаций разного типа и школьной дезадаптации.
    Вместе с тем, навязывание личности присущих социуму стереотипов поведения разрушает  индивидуальность ребенка.
    С другой  стороны, стандартизированность  современной системы школьного   образования не учитывает такие индивидуальные  качества   ребенка,   как способности, интересы, особенности восприятия и мышления.  Домашнее   образование, в противоположность школьному, при правильной своей организации, создает условия для сохранения  и развития индивидуальности ребенка.
   Но домашнее образование   содействует и  формированию у ребенка и других качеств: ответственности, самодисциплине, умению организовать себя, то есть тех качеств, без которых невозможна в дальнейшем успешная карьера и счастливая семейная жизнь.
  Что  есть самодисциплина? Это умение и привычка управлять собой, концентрация на   цели и осознанность в подходе к делам, особенно сложным, умение найти в цепи дел главное и умение выделить для него время.
    Заорганизованность же и стандартизация учебного процесса в массовой школе, администрирование  деятельности  ребенка в школе  не позволяют  формировать  у него самодисциплину и присущие ей качества.
   Другим фактором, не позволяющим учащемуся в массовой школе свободно развивать свою индивидуальность, является стандартизированность школьных учебных программ, сориентированных на средний уровень некоего абстрактного ученика.
   Домашнее же образование дает возможность ребенку учиться по индивидуальной учебной программе, учитывающей его образовательные и культурные интересы, способности и таланты,  индивидуальные особенности психики; обеспечивает  индивидуальный темп обучения при  освоении программы,  позволяет ученику идти быстро и вперед и, наоборот, останавливаться при трудностях в освоении учебного материала для его спокойного осмысления.
   Кроме того, домашнее образование основывается на знании личности ребенка и его индивидуальных особенностях, что позволяет подстроить под ученика  и учебную программу, содействующую его развитию и интересам.
   В Украине  ещё не проводилось  исследование  уровня знаний  и социальной  активности детей, переведенных на домашнюю форму образования. И это  имеет свое объяснение: домашнее образование как равноправная с государственным обучением в массовых школах  форма  образования только начинает   восприниматься как серьезный образовательный институт.
   Что касается родителей, дети которых обучаются в массовых школах,  то проведенный специалистами нашего центра опрос показал, что на сегодня имеют желание  попробовать подключить ребенка  к интересной программе домашнего образования  24% опрошенных  родителей; не являются сторонниками домашнего образования, однако хотят получить больше информации о домашнем образовании - 40%; категорически не согласны с таким подходом  в образовании детей - 24%.
 Отсутствие у нас в стране широкой информации о домашнем образовании, а также   невыстроенность  его  организационно-педагогической  структуры  не говорит  о наличии непреодолимого  барьера для развития домашнего образования в Украине, поскольку  потребность  в  нем имеется,  а   на государственном  уровне  уже  сделаны  первые шаги .


Комментариев нет:

Отправка комментария