ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  
САМООБРАЗОВАНИЕ   РОДИТЕЛЕЙ



Баранов Вячеслав

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В  УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО    ОБРАЗОВАНИЯ

Преподавание литературы в школе имеет не только познавательную цель, но и  интеллектуальное,  нравственное  и культурное развитие ученика.  В действующей школьной программе по литературе   достижение этих целей предусматривается, а перечисляемые в программе  задачи, стоящие  перед курсом литературы,  можно подразделить  на три группы:

   задачи познавательно - мотивирующие  («формирование устойчивой мотивации к чтению художественной литературы, к изучению зарубежной литературы как сокровищницы духовных ценностей человечества»; «ознакомление учащихся с лучшими образцами оригинальной и переводной литературы ( «золотого» фонда классики и современной)», «формирования этических представлений и эстетических вкусов», «расширение культурно-познавательных интересов личности»);

    задачи  интеллектуального и культурного развития («развитие умений и навыков учащихся воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение в культурном контексте, в связях с другими видами искусства, в аспекте актуальных вопросов современности и становления личности», «развитие творческих способностей, культуры общения, критического мышления»);

    задачи нравственного воспитания («формирования духовного мира личности, ее высокой морали, ценностных ориентаций»).

  Как видим, стратегические задачи, определенные авторами учебной программы по литературе,  верно отражают  функциональную роль литературы не только как школьного предмета, но и как  формы  культуры.

  Остается только  реализовать эти цели и выполнить поставленные задачи.

  Но посмотрим  на  результаты относительно каждой группы заданий.

   Общеизвестным  фактом  является нежелание  значительной части детей и молодежи  читать, нелюбовь их книге. Тревогу по этому  поводу бьют и наука, и ответственные средства массовой информации, и родители.  Таким образом, задачи познавательно мотивирующие   не находят своего решения, а таким образом из задач перешли в областях деклараций и желаемого.  

  Еще хуже дела  с задачами, относящимися к культурному и интеллектуальному   развитию.   Мат в детской и молодежной среде (матом разговаривают, не только ругаются), примитивная,  заполненная жаргонами речь, неумение выразить свои мысли, вникнуть в смысл прочитанного -  все это становится типичным  для  немалой  части  молодежи.  А отсюда нетрудно  перебросить  мостик к нравственному воспитанию.

  Мне могут возразить: а причем же здесь литература и урок  литературы, в частности. На детей оказывают воздействие другие факторы:  бездуховная, агрессивная общественная среда;  интернет и  реклама, формирующие у детей  клиповое  сознание;  насаждаемые   обществу  аморальные ценности,   преподносимые  как ультрасовременные, прогрессивные  и  демократичные. Поэтому литература в этом  информационно - отупляющем   потоке  просто забивается.

  Действительно, внешняя информация оказывает серьезное воздействие на ребенка. А также и ее ценностная сторона, которая, как видим, в большой мере,  не только не несет глубокий нравственный смысл, но и отучивает думать,  анализировать, интеллектуально трудиться, убеждает в ненужности иметь научные знания  («дедушка гугл подскажет!»). Знания подменяются информацией. Но информация не есть знание, а тем более интеллектуальное и нравственное развитие. Известный американский психолог Эрих Фромм  в 50-х годах прошлого века, когда еще не было электронной информационной волны, писал: «Более 90% населения у нас грамотны. Радио, телевидение, кино и ежедневные газеты доступны всем. Однако вместо того чтобы знакомить нас с лучшими литературными и музыкальными произведениями прошлого и настоящего, средства массовой информации, в дополнение к рекламе, забивают головы самым низкопробным  вздором, далеким  от реальности и изобилующим садистскими фантазиями, которыми  мало-мальски культурный человек   не стал бы  даже изредка заполнять свой досуг» (Э.Фромм «Здоровое общество»).

  Это нравственный результат. Интеллектуальный же  результат современного  электронного общества – клиповое сознание детей и молодежи, при котором мир воспринимается не как целостная и логическая картина, а как случайные фрагменты (картинки, отрезки событий и сообщений), подобные клипу, где имеется набор кадров, не связанных п смыслу.

   Как отмечают исследователи этой проблемы,  клиповое  сознание -  явление нашего времени, и детям от него никуда не деться. Если мы, их родители, «люди книги», то сами они – «люди экрана» (ещё одно название для обладателей клипового сознания). Чтение классической литературы развивает последовательное, логическое мышление. Подростки не читают книги и мир воспринимают не через текст, а посредством ярких картинок. Огромный объём информации и скорость её обновления приводят к поверхностному пониманию и быстрому «выветриванию» из памяти (Марина Севастьянова «Клиповое сознание: что это такое и как с этим жить»»).

    В настоящей статье я  не буду останавливаться на причинах    отсутствия у детей  желания читать,  трудностей в понимании   смысла прочитанного (нужно, однако, отметить,  что неумение   осмысливать    прочитанное сказывается и на овладении другими  учебными предметами (см. об этом: В.Баранов «Лес за деревьями» https://baranovvaceslav852.blogspot.com/p/blog-page_52.html).  Это тема другого разговора. Наша тема – изучение литературы в условиях домашнего образования.

    Домашнее образование и  нахождение ребенка на семейном  обучении дает возможность родителям и домашним педагогам   сделать  через преподавание литературы книгу источником знаний, духовного обогащения, источником  умственного развития через осмысление прочитанного.

  Каким образом?

  Домашнее обучение дает  ученику возможность не только самостоятельно выстраивать свой день и его распорядок, но  и самостоятельно формировать свой  учебный   план  и вносить изменения в учебные программы. В зависимости от индивидуальных образовательных  потребностей  ученика и его способностей, количество времени на изучение того или иного   учебного предмета может варьироваться  в большую или меньшую сторону, что позволяет  высвободить время для углубленного изучения необходимого ученику учебного курса.  Соответственно, изучение литературы может  быть дополнено  литературными произведениями,  не предусмотренными  школьной программой,  но имеющими  глубокое эстетическое и нравственное содержание, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка.

  Это позволяет и более детально  ознакомиться с серьезными литературными произведениями, внесенными в государственные школьные программы. Однако те же программы предлагают  изучать  только отдельные главы произведения. Как, например, можно составить целостное впечатление  о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», если  программой по литературе предлагается только  обзор этого произведения и 3-4 отрывка по выбору учителя?! В результате  этого, у учащегося не  будет сложено целостное представление о романе, о логике поступков героев в их развитии, о культурном  и социальном фоне общества, в котором происходят события.  Таким образом, ученик получает поверхностные и фрагментарные знания. Не напоминает ли это нам принципы клипа?  То есть ученик получает  общую, поверхностную, фрагментарную  информацию, но не создаются условия для осмысления этой информации, ее анализа и понимания.

   В условиях домашнего обучения  меняется  методика    прочтения и анализа художественного  произведения.  Смысл  этой замены  заключается   в выведении на первый план аналитического подхода к содержательной стороне  произведения, а не информационного. Иными словами, запоминание   событий и деталей  произведения  в его изучении  не является главным и основным в работе  над  ним. Главным является   размышление над поступками героев, осмысление  авторской  позиции, размышление об актуальности проблемы и идеи художественного произведения. Такой подход обеспечивает интеллектуальное, а также  нравственное и  культурное развитие учащегося. Но он  обеспечивает и отложение в памяти деталей художественного произведения,  их запоминание, запоминание хронологии событий, имен,  названий  и многого другого, и таким образом     обеспечивает и выполнение требований учебных программ  в отношении знания произведения.  Такой подход  учит логически мыслить, выполнять интеллектуальные действия, воспитывает привычку к умственному труду, чего не дает установка  на запоминание как главную цель изучения.      Государственные программы, как мы писали выше, предусматривают  аналитический подход. Однако  сама система  контроля за знаниями   создает у ученика установку на  запоминание, а не на осмысление, духовный  и культурный рост, а тем более на эстетические и нравственные ценности.

  Актуализация мыслительной деятельности  осуществляется  путем  интеллектуального анализа литературного произведения. Вопросы, подобные   почему? как ты думаешь?  что для нас актуально? какой вывод мы можем  сделать? что  хочет сказать автор?  какое твое мнение? как ты оцениваешь?  как отражают внутренний мир героя его слова…?  как ты оцениваешь? должны  постоянно   сопровождать  осмысление  учеником произведения. Именно осмысления, а не формального ответа или повторения формулировок учебника!

  Осмыслению произведения  содействует и работа над текстом. Формы работы здесь разные. Ученику, например, может быть предложено  подтвердить свою мысль  ссылкой на  слова  персонажа произведения или на слова автора.

   Важную роль   в размышлении над произведением   играет  языковой анализ текста. Здесь  не только обогащается словарный запас ученика, когда ученик  встречается с незнакомым словом  и ищет его значение. Здесь формируется и языковой вкус и эстетика речи ученика. Это достигается путем постановки  перед учащимся  заданий по осмыслению  мотивов выбора  автором  того или иного  слова или грамматической конструкции. Например,  объяснить  философский смысл  словосочетаний река времен , пропасть забвенья , жерл вечности   или  объяснить,  какую смысловую нагрузку несет  слово стремленье в стихотворении Г.Р.Державина:

 

 Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

 И, конечно, чтобы уметь говорить  ясно, образно  выражать свои мысли, необходимо  пересказывать  прочитанное произведение, его фрагменты, эпизоды. А также излагать  письменно, в разных формах – сочинения, изложения, эссе, критического отзыва и т.п.  Письменная речь требует максимум концентрации  внимания и грамотности, чтобы написанное  было понятно и не воспринималась двусмысленно читающими ее. Речь развивает ум – ум развивает речь. Но и речь наша отражает  не только  наш ум, но и  наш внутренний мир, нашу культуру.

  Чтобы использовать эти и другие  развивающие ученика формы работы, художественное  произведение должно быть прочитано полностью, а не восприниматься через пересказ содержания в интернете. Чтение литературного произведения – это прямое общение  с ее автором. Замечательно общаться с такими  умными  людьми, как Пушкин, Толстой, Шекспир, Гете, Достоевский, Пастернак!

   Индивидуальные  условия домашнего образования, отсутствие гонки  в выполнении учебных программ, свобода в распределении учебного времени на изучение того или иного программного материала, отсутствие формализма и любовь родителей к детям  открывают  лучшие возможности для литературного образования детей по сравнению с массовой общеобразовательной школой.

  





 

О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  И  УЧЕБНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Вячеслав Баранов,  учредитель Центра домашнего (семейного) и альтернативного  образования "Велицей", кандидат филологических наук

    Домашнее,  или семейное образование, сравнительно недавно  получившее  в законодательстве Украины  статус  полноправной формы образования детей, становится популярным в родительской среде  как альтернатива  традиционному школьному  обучению. 

   Вместе с тем, с одной стороны, домашнее образование  только начинает   восприниматься как серьезный образовательный институт. С другой стороны,  оно  уже приобрело   оппонентов и даже противников, что  говорит о том, что домашнее образование - серьезная альтернатива современной системе школьного образования.

   Неприятие или оппозиция домашнему образованию имеют свои причины:  привычка к традиционным образовательным стандартам и  стереотипам; настороженное отношение к новому;  отсутствие у нас в стране научных данных относительно этой формы образования и ее   научно-методической базы; стремление государственных  служащих в сфере образования избежать  конкуренции  с альтернативными формами и сохранить  свою монополию на  образование; низкая педагогическая и психологическая культура значительной части общества и, наконец, привитое нам от прошлых эпох «как бы чего не вышло». 

   В настоящей статье мы попытаемся очертить некоторые социально-педагогические и учебные особенности домашнего образования и первостепенные проблемы, которые  необходимо решить для  его развития  и закрепления  не только в  правовом  статусе, но и статусе педагогическом.

  Выбор    родителями   для детей домашней формы  образования  обусловлен рядом причин.  Их не следует искать только в  маргинальности  части  родителей и   их стремлении     к оригинальности.  В Украине еще не проведено полномасштабное изучение влияния домашнего образования на личность ребенка. Проведенный же нами опрос родителей, дети которых находятся на домашнем образовании, показал следующие причины выбора родителями этой формы обучения (по убывающей): неудовлетворенность качеством образования в общеобразовательной школе – 55,6%,  нездоровый морально-психологический климат в школе (буллинг и т.п.) -55,6%, желание удовлетворять в учебном процессе индивидуальные образовательные потребности ребенка – 48,1%, желание иметь больше времени для занятий спортом, искусством и т.п. деятельностью – 48,1%, отсутствие  в общеобразовательной школе индивидуального подхода к личности ребенка – 44,4%, возможность передать детям нравственные ценности, разделяемые семьей – 33,3%, состояние здоровья ребенка – 29,6%,  возможность обеспечить управляемое социальное взаимодействие ребенка – 18,5%, улучшить родительский контакт с ребенком -14,8%, другие причины – 3,7%.

     Часть родителей указали на несколько причин перевода ребенка на домашнее образование.

    Если  позиции  «желание иметь больше времени для занятий спортом, искусством и т.п. деятельностью», «желание удовлетворять в учебном процессе индивидуальные образовательные потребности ребенка», «отсутствие  в общеобразовательной школе индивидуального подхода к личности ребенка» рассматривать применительно к  индивидуальным  потребностям и интересам  учащегося, то с уверенностью можно констатировать, что основной причиной перехода на домашнее образование является отсутствие в системе школьного образования индивидуального, личностно-ориентированного подхода к учащемуся. Да и взятый отдельно  показатель  44,4% - почти половина -   неудовлетворенности родителей отсутствием  в общеобразовательной школе индивидуального подхода к личности ребенка говорит об этом.

  Фактор  неудовлетворенности качеством образования, являющийся  причиной перевода на домашнее образование и составляющий 55,6%   несомненно следует рассматривать  во взаимосвязи с отсутствием   индивидуального подхода, а также  и с воспитательным фактором, хотя  здесь имеются и другие причины, рассмотрение которых не является целью  данной статьи.

   Тревожная цифра 55,6%  « нездоровый морально-психологический климат в школе (буллинг и т.п.)» напрямую связана с воспитательной  функцией школы.  Несомненно, что именно в связи с этим 33,3% родителей хотят воспитывать детей дома и передавать им  нравственные ценности, разделяемые семьей.

    Для  сравнения  возьмем данные  широких исследований, проведенных в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации относительно  своих стран.

  Согласно исследованию, проведенного Национальным исследовательским институтом  домашнего образования (NHERI) США,  причинами и мотивами  выбора домашнего образования  среди американских родителей являются: стремление индивидуализировать  учебные программы и образовательную среду под потребности ребенка; качество  академического образования при домашнем образовании выше, чем в школе;   возможность использовать педагогические подходы, отличные от типичных для государственных  школ подходов; возможность  улучшить отношения между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами; возможность  обеспечивать управляемое и обоснованное социальное взаимодействие с молодыми сверстниками и взрослыми, т.е. направляемую  и нормальную социализацию; обеспечить более безопасную среду для детей из-за физического насилия, наркотиков и алкоголя, психологического насилия, расизма и нездоровой сексуальности, связанной с государственными школами; возможность альтернативного образовательного подхода, когда государственные или частные институциональные школы закрываются из-за острых состояний здоровья, например, связанных с болезнью (например, Covid-19, коронавирус); возможность передавать детям  нравственные ценности, разделяемые семьей  и мировоззрение семьи [8].

   Опрос респондентов в Российской Федерации показал, что интерес  родителей к домашнему образованию  вызван недовольством качества образования в школе и, в частности, перекладыванием учителями  значительной  части учебного бремени на дом,  в связи с чем родители вынуждены помогать своим детям с домашними заданиями, даже если у них нет необходимого времени, навыков и опыта; стремлением части родителей  использовать домашнее образование для укрепления семьи;  отсутствием индивидуального подхода к ребенку в общеобразовательной школе; желанием, чтобы  обучение помогало детям развивать не только врожденные способности, но и находить  новые; травлей детей в школе и трудностями в обучении; состояние  здоровья ребенка, не позволяющее ему посещать школу;  возможностью интегрировать обучение с   семейными ценностями,   формировать моральные и этические ценности своих детей ( таких родителей – 74% из числа опрошенных)[ 10, с.1363].

  При всем различии в  общественной и образовательной ситуации в Украине  и упомянутых странах, основные позиции недовольства родителей государственной и аналогичной   ей системой частного образования, как видим, совпадают: низкое качество образования, отсутствие индивидуального подхода, нравственный дух школы не  совпадает с нравственными ценностями семьи.

   Подобная общность разрывов   в  цепочках  взаимоотношений  «личность – школа»,  «человек - государство-общество» обусловлена, на наш взгляд, не только   общностью социально-экономических систем,  но и  влиянием на дух школы   ценностных факторов, находящихся вне образовательной системы, но  нравственно и интеллектуально воздействующих на ее субъекты.

    Расхождение  во взглядах на эффективность домашнего образования  тем не менее не останавливает значительную часть родителей от  перевода  детей на эту форму обучения, а ее существование является совершившимся фактом. Поэтому актуальным становится  комплексное содействие   родителям  детей, находящимся на домашнем обучении, что включает психолого-педагогическую, научно-методическую, а также правовую  помощь.

  Уникальность данной ситуации заключается в том, что при потребности  родителей в этой помощи, тем не менее они не хотят  в ее результате терять свою творческую  самостоятельность и особенности созданной ими для ребенка образовательной среды,  обусловливающей его психологическую комфортность  и   индивидуальное личностное развитие.

   Общеобразовательная школа или аналогичные государственные образовательные  структуры  как помощники в этом случае не привлекает родителей: они ушли от них в результате неудовлетворенности их работой.

   Государство же законодательно оставило  за общеобразовательными школами  контроль за детьми, находящимися на домашнем образовании, в форме аттестаций. Теоретически, опять же согласно нормативно-правовым актам, школа должна направлять учебную деятельность ребенка и сопровождать ее. Однако в этом случае, если смотреть реально, школа должна поддерживать конкурирующую форму обучения, и сомнительно, что  она будет это делать. Чтобы это делать, у педагогических работников школы должна быть изменена духовная составляющая их деятельности. С другой стороны, школа не подготовлена к этому ни научно, ни методически, ни, тем более,  финансово.

  Поэтому следует искать другую институцию научно-методической поддержки домашнего образования. В США, например, такая институция существует: упомянутый нами выше  Национальный исследовательский институт  домашнего образования.

  Но в независимости от формы  данной институции, следует определить те первостепенные вопросы, которые  ей нужно будет решать.

   Проведенный нами опрос родителей, обучающих детей дома, показал, что,   большинство из них – 40% - детей обучают сами. У 32%  учебным материалом дети овладевают самостоятельно. Если к этому отнести 20%, которые избрали дистанционно-заочную форму обучения оффлайн,  то цифра самостоятельно обучающихся хоумскулеров  составит  52%.  Обучающихся же с учителями онлайн с ежедневными уроками – 28%. 20% детей  обучаются в малых группах до 5-ти человек.  К помощи репетиторов ( не по всем учебным предметам, что обусловлено финансово) прибегают 24 %.

  С другой стороны, на поставленный  родителям  вопрос  Что создает у вас  трудности для осуществления полноценного домашнего образования?  44% ответили, что такие трудности создает у них отсутствие педагогического образования; 32% - отсутствие методических материалов, 28,6%  -отсутствие методической помощи;  24% - неумение организовать и спланировать учебный процесс. И только 4%  из числа опрошенных указали, что не испытывают никаких трудностей.

    Как видим, большинство   родителей сами  направляют обучение детей. Одновременно, подавляющее большинство родителей указали на трудности в организации этого процесса в связи с отсутствием педагогического образования и методической помощи.

  Общеобразовательные школы  обеспечивают учащихся только  стандартными контрольными и домашними заданиями  и  учебными материалами для их выполнения. Консультации не представляют собой системный образовательный процесс. Малоэффективно обращение к образовательным платформам, немалая часть которых предлагает некачественный контент.    Здесь возникает та же проблема, которая имела место  и в массовой школе, заставившая родителей избрать домашнюю форму обучения, - отсутствие индивидуальной работы с ребенком и опоры на его личностные особенности. Например, получившая распространение такая форма учебного материала, как видеоурок.

   Видеоурок  представляет  монолог учителя при пассивном интеллектуальном   восприятии излагаемого в нем учебного материала детьми.

В свое время   Л.С.Выготский  писал, что обучение, основанное  только на наглядности  и пассивном восприятии информации, но исключающее   из преподавания все, что связано с отвлеченным мышлением,  не дает результата, приучая ребенка исключительно к наглядному мышлению и не развивая другие мыслительные  функции [2, с.386]. 

   Видеоурок, при всех  своих  наглядных  компьютерных эффектах и   образности,  не является средством личностно-ориентированной педагогики. Яркое и эффективное  представление в нем тех или иных учебных материалов не обеспечивает активную мыслительную деятельность ученика. Кроме  того, видеоурок,  а также  и другие автоматические  средства получения  заданий и контроля,  сориентированы на  усредненного ученика и не  учитывает индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка.  И главное, видеоурок – это монолог учителя, а не диалог  учителя  с учеником.

    Таким образом, для обеспечения    эффективных условий домашнего образования детей, требуется научно-методическая помощь родителям в его организации. Нам представляется, что для организации этой помощи нужна соответствующий  институт, куда бы родители могли бы обратиться за помощью и который  по своей инициативе обеспечивал бы такую помощь.

     Стандартизированность сегодняшней   системы школьного образования  напрочь отсекает  личностно-ориентированную направленность обучения, не позволяет учитывать в преподавании такие индивидуальные  качества   ребенка,   как способности, интересы, особенности восприятия и мышления.  Другим фактором, не позволяющим учащемуся в массовой школе свободно развивать свою индивидуальность, является стандартизированность школьных учебных программ, сориентированных на средний уровень некоего абстрактного ученика. Результатом является невыполнимость  в формировании компетенций, предусмотренных государственными программами. Возникает   как бы замкнутый круг: государственный стандарт компетенций  является   целью, к которой нужно привести  ученика, но сам же механизм  для  реализации этой цели, не учитывающий индивидуальность ребенка, не позволяет эффективно идти к этой цели.

   Результатом является массовое привлечение родителями к образованию репетиторов, что говорит о том, что современная школа  в результате отмеченных причин не выполняет свою функцию в реализации индивидуальной образовательной траектории ученика и эту функцию взяли на себя репетиторы.

   Домашнее же образование, в противоположность обучению в массовой школе, при правильной своей организации, создает условия для сохранения  и развития индивидуальности ребенка, а таким образом, и  обеспечивает компетентностный подход. Эта форма  образования дает возможность ребенку учиться по индивидуальной учебной программе, учитывающей  образовательные и культурные интересы  ученика, его способности и таланты,  индивидуальные особенности психики; обеспечивает  индивидуальный темп обучения при  освоении программы,  позволяет ученику идти быстро и вперед и, наоборот, останавливаться при трудностях в освоении учебного материала для его спокойного осмысления.

   Кроме того, домашнее образование основывается на знании личности ребенка и его индивидуальных особенностях, что позволяет подстроить под ученика  и учебную программу, содействующую его развитию и интересам.

   Таким образом, в условиях домашнего образования проявляется возможность, при сохранении стратегических  образовательных целей (в их широком, просветительском смысле), изменить  образовательную тактику.

   В контексте  изменения образовательной тактики домашнее образование имеет перед унифицированным массовым обучением то преимущество, что родители в организации обучения свободны  в выборе программы обучения. Речь не идет о том, что свобода в выборе программы обучения уводит от компетентностного  подхода, определяемого государственными программами. Речь идет  о внесении индивидуальной составляющей в государственные стандартные программы. Исследования, например, этого вопроса в американских семьях, обучающих детей дома, показали, что 80%   родителей   используют учебную программу в качестве отправной точки, но дополняют ее другими материалами, объясняя это  стремлением  к гибкости учебного процесса  и убежденностью, что  учебная программа должна учитывать интересы и способности ребенка [11]. 

  Опрос, проведенный нами среди украинских семей, показывает примерно такое же количество желающих индивидуализировать под своего  ребенка государственные программы. Это дает возможность удовлетворить образовательные  интересы ученика и  содействует развитию у него познавательных процессов  и самореализации  своего интеллектуального и творческого потенциала.

  Обращает на себя  внимание желание третьей части опрошенных родителей  передать детям нравственные ценности, разделяемые семьей. Целью нашего исследования не являлось  определение  характера этих ценностей  ( эти ценности могут быть связаны с религиозными убеждениями, культурными  и национальными традициями семьи ). Однако уже то, что имеются немалые группы семей, ценности которых расходятся с ценностными ориентациями школы, уже заставляет  серьезно задуматься  о культурно-составляющем компоненте  школьного образования и его соответствия запросам семей. Но это задача уже другого исследования.

  Отдельно стоит беспокоящий родителей вопрос социализации. Значительная часть современных родителей  понимает социализацию  всего лишь как общение, и преимущественно  с одноклассниками и ровесниками в школе. Из опрошенных  нами родителей обучающихся дома детей   только 16%  считают, что социальное воспитание должно быть управляемым, а переход на домашнее образование рассматривают как  возможность обеспечить управляемое социальное взаимодействие ребенка.

    В то же время,  перевод на домашнее образование детей высвободил для них время для расширения социальной активности: занятия в творческих студиях, спортом и т.п. Кроме того, 31% детей работает в  учебных группах от 5 до 10 человек, что обеспечивает им социальный контакт.

  Но   указание 55,6% опрошенных родителей на неблагоприятный морально-психологический  климат в общеобразовательной школе как одну из причин перевода на домашнее образование говорит о том, что не всегда массовая школа создает нормальные условия  для социализации, а скорее создает возможность десоциализации, то есть деформации  нормальной социализации личности под влиянием негативной микросреды [5,с.233].

   Вопрос нормальной социализации имеет еще  и другую сторону - психологической комфортности ребенка в детском коллективе. Сущность ее заключается в том, что помещенный в определенную социальную среду ребенок, если среда неприемлема для него, а для среды неприемлем ребенок, подвергается опасности возникновению у него отклонений в поведении, т.е. возникновению девиаций разного типа.

  Включение ребенка в школьный коллектив одноклассников, который  он не выбирает сам, но в котором он может как адаптироваться, так и по тем или иным причинам быть отвергнутым соучениками, вызывает у ребенка неблагоприятное психическое состояние, приводящее к состоянию школьной дезадаптации. Результатом этого является нежелание ребенка посещать школу. Но, подчиняясь требованиям родителей, понимая, что школу нужно посещать, ребенок все-таки и пока посещает ее. Однако, находясь в  подобных неблагоприятных для его психики условиях, школьник переживает внутреннюю психическую травму. И чем острее состояние дискомфорта и дистресса его личности в  коллективе одноклассников, тем активнее его стремление уйти из данного детского коллектива. Все попытки заставить ребенка ходить в школу, т.е. включить его  в неприемлемую им среду, потерпят провал. Описывая подобное душевное состояние  ребенка в условиях резкого личностного дискомфорта и поиск  им возможных путей выхода их этого состояния, известный психолог А.А.Реан указывает на него как на «пусковой механизм  делинквентности»[6, с.62-64].

   Домашнее  (семейное) образование  никак не предполагает изоляцию ребенка от общества и разрыв  между ними   связей. Сам тезис о социальной изоляции ребенка при домашнем образовании является не только ошибочным, но и надуманным.  Наоборот, семейное  образование  высвобождает у ребенка время для  деятельности в различных социальных сферах, что обеспечивает формирование у него социального опыта.   Другой вопрос – качество социальных групп, с которыми взаимодействует ребенок. И здесь становится вопрос направляемости процесса социальных контактов и роли родителей в воспитаниии ценностной ориентации ребенка при выборе этих контактов. Именно ценностная сторона определяет  выбор  поведения и отношений при социальной деятельности, качество «воспроизводства» индивидом  социального опыта, что является неотъемлемой стороной социализации [1, с.269]

     Но домашнее образование   содействует и  формированию у ребенка таких  качеств, как  ответственность, самодисциплина, умение организовать себя, то есть тех качеств, без которых невозможна в дальнейшем успешная карьера и счастливая семейная жизнь. Способность организовать себя также относится к  одной из сторон социализации.

  Непредвиденная ситуация с  переходом в связи с пандемией на карантин  и организация обучения детей в домашних условиях показала не только плохую техническую оснащенность школ. В  связи с карантином возникла проблема жизнедеятельности детей дома:  организация учебы, досуга, выполнения распорядка дня, умения планировать свои задачи  и т.п. И оказалось, что   значительная  часть  детей  не умеет  делать это. Все  с детьми и за детей приходилось  делать родителям. 

   Переход на обучение в домашних условиях показал и низкий уровень самодисциплины, в том числе и нравственного воспитания школьников [4]. Опрос педагогических работников школ «Дослідження стану реалізації дистанційнго навчання в Україні (березень-квітень 2020)», проведенный по инициативе МОН Украины, показал, что самой большой для учителей проблемой в реализации  дистанционного обучения явилась невыход детей на уроки - 72,6% [3,с.12], что является результатом отсутствия самодисциплины и  самоорганизации у детей, нежелания и неумения самостоятельно учиться.

   Самодисциплина -  это умение и привычка управлять собой, концентрация на   цели и осознанность в подходе к делам, особенно сложным, умение найти в цепи дел главное и умение выделить для него время.

    С  проблемами самоорганизации и самодисциплины не столкнулись  родители, дети которых находятся на домашней форме образования.

  Поэтому социализацию нельзя рассматривать как процесс привития общественных стандартов без нравственной оценки этих стандартов. Как  писал Эрих Фромм, «ничто так не вводит в заблуждение относительно состояния умов в обществе, как «единодушное одобрение» принятых представлений. При этом наивно полагают, что если большинство людей разделяют определенные идеи  и чувства, то тем самым доказывается обоснованность последних. Нет ничего более далекого от истины, чем это предположение. Единодушное одобрение само по себе никак не связано ни с разумом, ни с душевным здоровьем» [7, с.21]

       Социальное воспитание является  частью  воспитания и   формируется через воспитание. Социализация без нравственных ценностей, предоставление ребенка во власть стихии  ведет к его  обезличиванию и утере  индивидуальности.

  Как известно, семья является  начальным этапом в социальном воспитании ребенка. При включении в этот процесс школы и других общественных институтов  влияние семьи остается преобладающим, если духовное влияние этих институтов не превосходит  духовное влияние семьи, что зависит как от родительского авторитета, так и от сохранения духовной связи между детьми и родителями. Опасность разрыва этой связи  возникает в пубертатный период, когда   авторитет сверстников начинает составлять конкуренцию и даже преобладать над авторитетом родителей. Поэтому определенная часть родителей – 15,3% из числа,  опрошенных нами, перевод на домашнее обучение рассматривает как возможность улучшить родительский контакт с ребенком. С другой стороны, нахождение ребенка на домашнем обучении уже  создает условия для упрочения духовной связи  родителей с детьми, поскольку  усиливается  ситуация  совместной  семейной деятельности детей и родителей по принципу «Читаем вместе», «Играем вместе», «Строим вместе», «Общаемся  вместе», «Гуляем вместе»[9].

   Здесь проявляется  и еще одна существенная особенность: взятие родителей всей тяжести образования, воспитания и развития ребенка на себя, а не перекладывания его на другие структуры, государственные и коммерческие. Таким образом, происходит процесс педагогизации  семьи.

   Подведем итоги  сказанного. В настоящей статье мы коснулись  только главных  социально-педагогических и учебных проблем домашнего образования. Но эти проблемы на данное время являются  фундаментальными для развития системы домашнего образования, а потому и актуальными. Причем эта актуальность   выходит за рамки домашнего образования, поскольку  высвечивает  и проблемы современной школьной образовательной  системы.

  Относительно самого домашнего образования, то на сегодняшний день оно создает условия и возможности для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям.

  

Список использованных источников

 

1.Андреева  Г.М. (2004) Социальная психология. М.: Издательство «Аспект Пресс». 365с.

2.Выготский Л.С.  (1991) Педагогическая психология.  М.:»Педагогика». 481с.

3.Дослідження стану реалізації дистанційного навчання в Україні (березень-квітень 2020) :Про  СВІТ Центр дистанційної освіти. http://prosvitcenter.org/doslidzhennia-dystanciynoyi-osvity-2020.

4.ЛІкарчук  Ігор Про кількість платформ, сайтів, вебінарів. http://ru.osvita.ua/blogs/72590/

5.Орбан –Лембрик Л.Е.(2004)  Соціальна-психологія.-Книга І: Соціальна психологія особистості і спілкування. Київ: «Либидь». 574с.

6.Реан А.А. (2007) Психология личности: Социализация, поведение, общение. М.:АСТ; СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК. 407с.

7.Фромм Эрих  (2005)  Здоровое общество. М.: АСТ: Транзиткнига.571с.

8.Brian D. Ray  Research Facts on Homeschooling, Homeschool Fast Facts https://www.nheri.org/research-facts-on-homeschooling/

9.Nadia Ivanchikov  From school to  home  education  https://www.facebook.com/photo/?fbid=10157166603705205&set=pcb.10157166575615205

10.Ramil R. Garifullin A Study of Parental Interests and Motivation for Home Educationin Russia and in the United States// International Forum on Teacher Education. Proceedings IFTE-2019, 1361-1370 doi:10.3897/ap.1.e1291

11. Sarah Pannone Homeschool Curriculum Choices: A Phenomenological Study https://www.nheri.org/home-school-researcher-homeschool-curriculum-choices-a-phenomenological-study/

 



                                                                                   


ШКОЛЬНЫЙ  КАРАНТИН И ОБУЧЕНИЕ ДОМА

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».

 Закрытие школ на карантин  не внесло изменений  в ритм   обучения  и выполнения учебных программ  учащимися  нашего  Центра, поскольку все дети, которые у нас учатся, с первого по одиннадцатый классы,  находятся на домашней форме образования и обучаются дистанционно в режиме онлайн. Они приучены самостоятельно организовывать свой день, а контроль со стороны родителей  осуществляется через   системную взаимосвязь  и сотрудничество с преподавателями.
      С  первых дней  карантина к нам стали обращаться родители, дети которых  обучаются в массовых общеобразовательных школах и сейчас вынуждены учиться дома. Вопросы, с которыми к нам обращаются, касаются  не только  возможности  временно организовать онлайнуроки    на базе нашего центра, но и  особенностей организации  самостоятельного обучения детей в домашних условиях.
  Именно вторая проблема сейчас  активно обсуждается в средствах массовой информации и социальных сетях.
 Я позволю себе изложить некоторые мысли по поводу особенностей обучения детей в домашних условиях.
   Прежде всего отмечу, что та ситуация, в которой сейчас приходится  учиться  большинству детей, никак не является домашним образованием.
  Домашнее (семейное) образование – это постоянное обучение ребенка в домашних условиях без посещения массовой школы с целью получения  полноценного образования. Домашнее образование не  следует путать с домашним обучением. Домашнее образование и домашнее обучение отличаются друг от друга по целям и содержанию.
Цель домашнего обучения – не прекращение обучения ребенка в традиционной общеобразовательной   школе, а временное, в вязи с вынужденными обстоятельствами, обучение ребенка в домашних условиях  с тем, чтобы он не отстал от школьной программы. Обучение на дому заканчивается тогда,  когда  причины, мешающие  ребенку посещать общеобразовательную школу, будут устранены. Поэтому  массовая ситуация обучения на дому в связи с карантином  не является домашним (семейным) образованием.
  Интерес к домашнему образованию и активный  перевод родителями детей на эту форму образования  вызваны  главным образом  неудовлетворенностью  родителей школьным образованием, а именно -   отсутствием  индивидуального  подхода к личности учащегося при обучении в массовой школе, что является  результатом противоречия между общими  целями обучения и индивидуальными потребностями личности в реализации своих природных талантов.
   Условия  домашнего  образования, в которых находится   ребенок, выгодно отличаются от условий массовой школы, а  именно:  в домашнем образовании для ребенка обеспечиваются и сохраняются условия для сохранения своей индивидуальности. В массовой же школе сохранение индивидуальности спорно,  поскольку здесь личность должна  приспосабливаться и следовать групповым стандартам и ценностям,  подчас очень сомнительным, а сама среда не всегда благоприятна для ребенка.
    Домашнее образование, если хотите, является   целой образовательной философией и педагогическим  мировидением, почему и является альтернативным традиционному массовому образованию. В основе  домашнего образования  находится  личностно-ориентированный подход к ребенку.  В условиях домашнего образования родители свободны в  выборе  удобных для ребенка расписания уроков,  форм обучения и учебных программ. Самостоятельно организовывая учебный процесс, родители всегда в творческом поиске.
   Сказанное не означает, что дети, обучающиеся дома, не должны овладеть государственными стандартами образования. С другой  стороны, стандартизированность  современной системы школьного   образования не учитывает такие индивидуальные  качества   ребенка,   как способности, интересы, особенности восприятия и мышления.  Домашнее   образование, в противоположность массовому, при правильной своей организации создает условия для сохранения  и развития индивидуальности ребенка.
      Второе. Дистанционное обучение также не является домашним образованием, хотя может использоваться как одна из его форм. Например, наш центр специализируется на системном онлайнобучении детей, находящихся на  семейной (домашней) форме образования. Но обучение осуществляется индивидуально в непосредственном контакте ученика с педагогом, а учебный материал подбирается с опорой на способности и  образовательные  потребности  конкретного ребенка.
   Заметим, что в последнее время  у некоторых исследователей  эффективность дистанционного обучения  и его влияния на развитие личности учащихся, а также на качество знаний, начинают вызывать   скепсис,  поскольку ориентир только на программный и информационный материал, состоящий из контрольных тестов, видеоматериалов, тренажеров, игр  и т.п.   не учитывает главного – индивидуальность  учащегося и индивидуальные особенности в восприятии учебного материала.
 Действительно,  все достижения ІТ-технологий можно с успехом  использовать  как вспомогательное образовательное средство на уроке, но не как  главное.  Личность учителя  и его духовный контакт с учеником никакой электронный механизм не заменит.
    Сегодня  неготовность школ перейти в условиях карантина на дистанционное  обучение  вызывает острую (и справедливую!) критику. Тем не менее, оптимизм не стоит терять, и, думаю, что эта проблема будет решена как на государственном уровне, так и на уровне школ, где есть немало талантливых учителей.   
  Что же касается  предлагаемых сейчас  в огромной массе  электронных учебных материалов и платформ, то не все они качественны, соответствуют учебному программному материалу и  учитывают психолого-педагогические и возрастные особенности  детей. Поэтому  следует  выделить  и рекомендовать те из них,  которые имеют дидактически обоснованный контент.    
  Проблему вызвала и самоорганизация детей на самостоятельное получение знаний. Как отмечается в рядке публикаций, дети не проявляют готовность, желание и умения  самостоятельно приобретать знания,  овладевать  ими  дистанционно.
  Это говорит только о том, что  одна из стратегических задач нашей школы и о которой говорится на протяжении не одного года -  формирование  у учащихся  как одной из ключевой компетентностей  умения учиться  в продолжении жизни ( и ее составляющего компонента -  умения планировать и организовывать  собственную учебную деятельность),  не выполнена. А почему- то это уже отдельный вопрос -   эффективности не только образования, но и его составной части - воспитания.
   С другой стороны, то, что школьник не может самостоятельно организовать себя, свой режим дня, выбрать приоритеты  в выполнении задач своей жизнедеятельности, больше относится к родителям. Воспитание ответственности, трудолюбия, самодисциплины, умения распоряжаться своим временем начинается в семье. Как отметил еженедельник»Зеркало недели», «карантин станет стресс-тестом и для школьников, — сформированы ли у них такие важные для будущего вещи, как тайминг (умение распоряжаться своим временем) и самообразование. Это два кита, на которых строится будущее. И если родители хотят, чтобы дети чего-то достигли в жизни, эта ситуация поможет им осознать, насколько дети к ней подготовлены».
   Домашнее образование содействует  решению этих проблем. Почему? Сама система домашнего образования содействует  педагогическому системному педагогическому   сотрудничеству родителей и  учителей(учителя), чего нет в массовой школе. Родители и учителя  представляют собой своеобразный микропедколлектив, координирующий свои  действия по   образованию, воспитанию и развитию ребенка.
   И еще нюанс: как при обучении онлайн, так и при домашнем обучении в группах родители могут  свободно присутствовать на уроках и таким образом контролировать учебный процесс, что  невозможно в общеобразовательной школе.
   Обучение ребенка в домашних условиях  высвобождает ребенку массу свободного времени, которое нужно продуктивно заполнить. И это ему приходится делать самому, поскольку  многие родители  обучающихся  дома  детей  работают и днем не находятся с ребенком. Детям приходится самостоятельно организовывать  свою учебу, особенно тем из них, которое  учатся индивидуально  и дистанционно ( например, онлайн ).  Из этого следует вывод: домашнее форма образования подходит не всем  родителям и детям, а только тем, которые  могут организовать себя и детей. Поэтому при решении о переводе на домашнее образование нужно  оценить свои физические, хронологические и педагогические возможности, оценить  уровень самостоятельности и ответственности ребенка.

  И последнее. Раз вы уже оказались вместе со своим ребенком дома или вам нужно помочь ему организоваться на учебный труд  – радуйтесь этому случаю, радуйтесь возможности  побыть с ребенком, уделить ему внимание, почитать вместе, обсудить разные вопросы и темы, играйте, ведите вместе домашнее хозяйство, занимайтесь творчеством. Не упускайте момент. Именно это обеспечивает вашу духовную связь с ребенком. С окончанием карантина все вернется на круги своя: дети пойдут в школу,  потому что в школу нужно ходить (именно «ходить, а не учиться», по словам  известного и авторитетного эксперта современного украинского образования). Вы уйдете на работу. Связь разорвется. Не допускайте этого после карантина. 

ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКАХ КАРАНТИНА, ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И  ДОМАШНЕМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей

 

     Состояние, в которое ввергли наше общество  пандемия  и карантин, еще раз показало то, что для нас не явилось новостью, а также и то,    о чем  мы догадывались, а вот   теперь пришлось и убедиться. Причем практически  во всех областях общественной жизни.

     Но  ограничения, связанные с пандемией, заставляют нас переосмыслить ситуацию. И это  ее позитивная сторона. Сейчас много пишут, что после  карантина  в мире произойдут большие изменения  и все пойдет в другом русле, чем было раньше? Но вопрос вот в чем: в каком русле?  В лучшем или худшем?  А это зависит от глубины выводов, которые  будут сделаны, что невозможно без разума и мудрости. И от нравственных ценностей и принципов, которые   будут заложены  в основу решений об изменениях.          

   Больным участком оказалось и школьное образование детей. Сейчас полемика вокруг него идет, главным образом, вокруг способности  учителей общеобразовательных школ  организовать дистанционное обучение и качества того, что уже организовали. Но  мы вновь наступаем на те же грабли:  реагируем   на внешнюю сторону (верхушку айсберга), не пытаясь заглянуть вглубь.

   Происходящее для команды нашего центра домашнего (семейного) и альтернативного образования также повод к размышлению, к размышлению о том, что мы прошли, сделали за годы работы  и том, как строить работу  дальше.

   Наши ученики не почувствовали тех проблем с обучением, с  которыми  столкнулись учащиеся  массовых общеобразовательных школ, которым пришлось в  связи с карантином учиться дома. Мы не прервали учебу и продолжаем ее в том же режиме онлайн. Не почувствовали  проблем и родители, так как вопрос самоорганизации и самодисциплины детей, распорядка дня и расписания уроков, контроля  был решен  родителями и детьми еще  на начальном периоде перехода на домашнюю форму образования.

   Но наша команда еще раз вернулась к размышлению над теми  принципами,   на которых мы строим образование детей в контексте происходящего сегодня и в прогнозируемом будущем.

   Все  имеющиеся сегодня  многочисленные   технологии ІТ и  используемые  в них формы обучения (преимущественно  видеоуроки, автоматическое тестирование, направление заданий через личные страницы на сайтах, через почту,  при необходимости - консультации учителя и др.)  имеют один общий недостаток: ученик в них выступает как виртуальный объект, а не как живой человек, с его  интересами, способностями  и запросами.

   На наш взгляд, дистанционное образование  не должно представлять собой набор   ІТ-технологий, направленных  в пространство, не  учитывающих индивидуальные способности ученика,   особенностей  его памяти, внимания, восприятия, наконец, состояния здоровья.

  ІТ-технологии в обучении, в том числе и дистанционном,  должны играть  не главную, а вспомогательную роль.

 Сегодня,в связи с карантином и переводом детей на дистанционное обучение, родителям, и не только им, пытаются внушить обратное –  что ІТ-технологии  - главное, забывая, что главное в обучении – это не информация, отправляемая в пространство , а образование в его единстве с воспитанием, обусловливающих и развитие ученика – развитие  способностей, психических качеств и, конечно, развитие нравственное. Как верно отмечает  один из специалистов в области дистанционного образования А.В.Хуторской,  «заблуждение многих управленцев и педагогов - считать, что образование - это усвоение информации. Образование - это буквально образоВЫвание человека, реализация его потенциала во всех его сферах, рост, развитие. А не впитывание информации. Ученика нельзя превращать во флешку. Знание часто отождествляют с информацией. Это неверно, особенно в ситуации  дистанционного образования. Знание - не информация. Знания не передаются. Передаётся только информация. Знания - продукт и результат деятельности человека, а не знакомство с информацией о чужих знаниях».

   Никакая совершенная техника не заменит учителя. Только в диалоге  с учителем создаются условия  для поиска учеником истины.

   Но с другой стороны, важна и личность учителя:  только настоящий учитель научит ребенка искать истину,  направит  ученика на  творчество, поможет увидеть прекрасное  и научит создавать его.

   В дни карантина, когда  спонтанно начались внедряться попытки дистанционного обучения, выплеснулась масса критики    по отношению к  учителям за их неумение работать дистанционно,  незнание  методов дистанционного обучения, за  отсталость, формализм и незнание психологии детей, за  ошибки  в видеоуроках и т.д. и т.п.

  На проблему  неподготовленности учителей  нужно посмотреть с другой стороны – со стороны  формирования грамотной, научно обоснованной, профессиональной  государственной политики в области  образования. И тогда вина с учителя частично снимается и возлагается на тех, кто многие годы руководили    образованием наших детей. 

   И еще одна сторона проблемы, более трудная в решении по сравнению с проблемой обучения  учителей.

  В последние годы в социальных сетях, в средствах массовой информации часто приходится  читать восторженные возгласы о поколении Z ( а теперь и о поколении АЛЬФА), то есть о детях, «родившимися с гаджетами в руках» и  которые благодаря этому по- иному смотрят на мир и за которыми наше новое,  креативное будущее. Реже пишут о клиповом  сознании и деформациях в интеллектуальном развитии детей  в связи с чрезмерным  увлечением гаджетами. Неоднократно приходилось слышать  восторги и от родителей   ( «ах какой умный (ая) у меня ребенок, еще только  три года, а  уже умеет пользоваться  планшетом!»). И вот, когда сегодня стала необходимость  использовать  эти умения  для образования, оказалось, что у части детей  нет желания использовать свою осведомленность в    ІТ-технологиях для получения знаний, нет желания учиться, думать, прилагать усилия. Ведь  процесс образования не  есть получение информации и подсказок  от гугла, а процесс кропотливого труда над собой в поиске истины.  Отсутствие у детей привычки к умственному труду и ориентир на пассивное получение информации ударило по родителям – в дни карантина в дистанционном обучении вся основная   учебная нагрузка  свалилась на них.

   Вместе с тем, часть детей слишком хорошо  использует  ІТ-технологии, но с деструктивными целями: для кибербуллинга учителей и одноклассников,  выставки нецензурных выражений, порноматериалов и т.п. А это уже не дидактическая, техническая  и методическая  стороны образовательного процесса. Это  уже духовная сторона, сторона нравственная. Это дух семьи. Но и дух школы, где война между учениками  и учителями перенесена в интернет.

   От многих родителей, дети которых находятся на семейной форме    образования, мы слышали, что одной из причин перевода   ими детей на  домашнюю форму образования  является  нежелание отдавать ребенка в  детскую среду школы, где господствует нездоровый нравственный дух.

   В связи со сказанным, еще раз хотелось бы обратиться к  оппонентам домашнего образования, продолжающих  утверждать даже сейчас, что домашнее образование  разрушает  нормальную социализацию ребенка. Действительно ли вы уверенны, что сегодняшняя  массовая школа – всегда условие  нормальной социализации?

     В  связи с карантином возникла проблема жизнедеятельности детей дома:  организация учебы, досуга, выполнения распорядка дня, умения планировать свои задачи  и т.п. И оказалось, что   значительная  часть  детей  не умеет  делать это. Все  с детьми и за детей приходится делать родителям.  Но способность организовать себя также относится к  одной из сторон социализации.

     С  проблемами самоорганизации и самодисциплины не столкнулись  родители, дети которых находятся на домашней форме образования.

    Все это еще раз подтверждает то, на чем мы, педагоги Центра домашнего образования «Велицей»,  обучая онлайн,  основываем  свою работу:  мы рассматриваем образование как единство  с воспитанием и  убеждены, что без воспитания  не будет качественного образования.  В образовании главное -   личность ребенка в целом, во всех сторонах его жизни.

   Социальное воспитание является  частью  воспитания и   формируется через воспитание. Социализация без нравственных ценностей, предоставление ребенка во власть стихии превращается в   бездумное подражание моде и следованию за инстинктами  толпы.

      Карантин  дал возможность родителям  присутствовать на уроках  и видеть процесс обучения изнутри,  а таким  образом видеть все его плюсы и минусы.   Для учителей, специализирующихся на домашнем   образовании  онлайн, это привычный режим работы, поскольку  родители  в любое время могут  присутствовать на уроке, даже находясь за пределами видимости (например, в другой комнате). При желании может производиться и  запись урока. Поэтому не каждый учитель согласится преподавать онлайн, а только профессионал, знающий свое дело,  способный  духовно  воздействовать на ребенка даже в режиме онлайн.

      Однако, независимо от того,  где преподает учитель- онлайн или в школьном классе, независимо от того,  какие формы и методы обучения он выбирает, его педагогическая позиция  должна  основываться на следующем:   настоящий учитель учит детей с любовью, создавая в обучении такое духовное пространство, пространство любви к ученикам и любви к своему делу, в котором детям хочется и быть, и учиться. Настоящий учитель (не учитель-статист, не учитель-урокодатель! ) несет детям  нравственный дух, дух настоящей культуры и культуры человеческих отношений, в частности, дух любви.  При этом духе никогда не будет  ни скрытой, ни открытой войны ученика с учителем ни в классе, ни через образовательные платформы.

   Однако, обратимся  к дистанционному образованию. Уже всем ясно , что сегодняшние ІТ-технологии оказались неспособными   обеспечить учебный процесс. А почему? Да потому, что их разработчики  на первый  план выводят  информационно-техническую сторону, адресуя образовательные контенты в пространство на усредненного ученика, а живого общения ученика с педагогом нет.  Образовательные технологии должны быть помощником учителю, как мы уже  говорили выше, вспомогательным средством в образовании,  а не главным. И только из этого нужно исходить,  планируя  создание новых государственных образовательных платформ для дистанционного обучения.

    Общеобразовательная школа должна быть готова, при необходимости, подключить учеников к дистанционному обучению. Хочется надеяться, что подобные форс-мажорные обстоятельства, которые мы переживаем сейчас, не повторяться в будущем. Но  отдельный ученик может заболеть, может уехать на соревнования и т.п., и вот тогда должна срабатывать  система дистанционного обучения в школе.

   В последний месяц, месяц активного обсуждения будущего дистанционного образования в школе,    нет-нет, но появились мнения о том, что при развитии дистанционного образования можно обойтись без учителя. Ученик  остается один на один с компьютером, а учителя заменят интернет и выкладываемый в сети контент. Доводы: ученик может погуглить и  узнать больше, чем узнает от  учителя; современный учитель отстает от новых знаний, не поспевает  следить за ними. Поэтому ученик сам через интернет может  приобрести знания.

   Благодаря карантину, мы  явно увидели,  что дети не научены, не могут и не хотят самостоятельно учиться.

   И первое, кто направит ребенка на поиск истины, кто научит  находить истину и отличать  ее от подделки  - это  учитель. Поэтому, никакие  информационные технологии не заменят   личность  Учителя.

  Специализация нашего центра на домашнем  ( семейном) образовании и обучение детей в онлайн режиме не означает, что мы безразличны к проблемам общеобразовательной школы или не видим за ней будущего. Выбор родителями формы обучения – будь то домашнее образование или обучение в массовой школе- зависит  от индивидуальных  и образовательных  потребностей ученика, а также от   семейных условий.  Если исключить частные проблемы, не позволяющие ребенку посещать массовую школу (удаленное место жительство, выезд за пределы Украины, болезнь, форс-мажорные обстоятельства и т.д.), то основной причиной   перевода  детей на домашнее обучение  является хорошо прочувствованный родителями кризис нашего школьного образования.  Чтобы вывести школу из кризиса, нужно многое в ней изменить. Изменить, прежде всего,  стиль мышления и отношения к образованию в обществе,  ценностную оценку образования, его философско-мировоззренческие основы,  психологию педагогических кадров.

   Решить  данную проблему в условиях современной общеобразовательной школы, прочно привязанной к социально-экономическим  и духовным проблемам нашего общества,  сложно. Но сложность решения проблемы не делает ее менее актуальной.

  

 


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».


    В самом начале, когда мы решили  организовать  дистанционное обучение детей в домашних условиях,  перед нами встала принципиальная задача,  вытекающая из нашего понимания целей и задач образования в целом: во имя чего мы это делаем?
  Интенсивно развивающиеся сегодня  информационно- коммуникативные технологии  позволяют учить  ребенка в любое время и в любом месте. Совершенствуются различные формы контроля за знаниями и подачи информации учащимся. И здесь нам оставалось только использовать  достижения ІТ. Но оставался главный  вопрос, который непосредственно вытекал, как уже сказано, из нашего понимания целей образования, которые, вместе с тем, напрямую связаны с причиной, по которой родители забирают детей из массовой школы и переводят на домашнее образование. А именно: как в условиях дистанционного обучения, с его неограниченными информационными возможностями, не потерять главное: индивидуальное развитие ученика? И здесь  возник следующий вопрос: для чего мы учим дистанционно? Чтобы дать ребенку: информацию или образование?  Мы остановились на втором – на образовании. Поэтому мы организовали обучение так, что  возможности ІТ играют  в обучении не главную, а вспомогательную роль. Это возможно только в   обучении  ребенка  через непосредственный контакт с педагогом, т.е. через преподавание онлайн. Все практически неограниченные  технологии ІТ и  используемые  в них формы обучения  ( видеоуроки, автоматическое тестирование, направление заданий через личные страницы на сайтах,  при необходимости - консультации учителя и др.)  имеют один общий недостаток: ученик в них выступает как виртуальный объект, а не как живой человек, с его  интересами, способностями  и запросами.
  Поэтому,  создавая дистанционное обучение онлайн, когда учащийся находится в прямом  индивидуальном  ежедневном контакте с учителями, ведет с ними активный диалог в поиске истины  и где процесс получения знаний приобретает творческий характер, нам пришлось определиться с теми   образовательными принципами, на которых  в нашем центре домашнего (семейного) и альтернативного образования «Велицей» мы строим  образование.
   Прежде всего, мы рассматриваем образование как единство  с воспитанием. Для нас важна  не информационная сторона урока, а его развивающе -воспитывающий эффект, личность ребенка в целом, со всех сторон его жизни.
   Но  чтобы  урок стал личностно-ориентированным, а  вся система нашего обучения обеспечила развитие ребенка, нужно знание личности ребенка, знание его внутреннего мира.  Поэтому мы не только перед началом обучения проводим психолого-педагогическое изучение личности ребенка, но и, обучая,  налаживаем теплый, задушевный контакт учителя с ребенком. Если учитель от Бога, то это возможно   и в условиях онлайн-обучения.
    Очень многих родителей  волнует вопрос мотивации ребенка к учебе, поскольку  проблема нежелания  детей  учиться и посещать школу  выросла до национального масштаба.
   Одним из путей формирования учебной мотивации, которые используем мы в преподавании, является создание  для ребенка ситуации успеха. Ученик должен видеть, что он успешен. Даже  за самые маленькие достижения в учебе  учитель должен  хвалить ребенка, поддерживать его, внушать  уверенность в себе – и таким образом идти вперед и, говоря словами   знаменитого австрийского   психолога  Альфреда  Адлера, использовать это как отправную точку для  стимулирования  стремления ученика к самосовершенству и  в других   сферах деятельности. Поэтому обучение - это искусство   и вдохновлять,   и заинтересовывать ученика.
     А чтобы  успешно выполнять    эти указанные  принципы,  в нашей школе работают учителя, не просто хорошо знающие преподаваемые ими предметы, но и   обучающие этим предметам детей с любовью,  создающие в обучении такое духовное пространство, пространство любви к ученикам и любви к своему делу, в котором детям хочется и быть, и учиться.
    Индивидуальный  подход  к ученику  поставил перед нами вопрос и о содержании  учебного материала, т.е. об индивидуальных учебных программах для каждого нашего учащегося. И здесь мы исходим из того, что образовательная программа должна быть  направлена на формирование личности ученика, на удовлетворение его индивидуальных образовательных  потребностей, а не только   на  информирование учащегося. Фактическая, стандартная сторона программы и ее обязательное освоение  в нашей методике  являются не  целью, а средством  для  личностного развития ребенка. Поэтому образовательные программы у нас двухуровневые, состоящие из уровня государственного стандарта, и уровня индивидуальных потребностей ученика. И в первом, и во втором случае, информационно-коммуникативные технологии играют вспомогательную, а не главную роль.
   Активный, творческий диалог учителя и ученика в ходе онлайн-урока  имеет целью научить ребенка мыслить, анализировать,  выводить причинно-следственные связи явлений, сравнивать. Мы  учим ученика проникать  в сущность  предметов и явлений, а не только наполнять свой ум запасами информационных фактов. Урок представляет собой не монолог учителя, излагающего   информационные факты, а  побуждение  учащегося к осмыслению этих фактов,  к умению  выражать свои знания в  речи  в красивой форме и  использовать в практике и жизненной деятельности.
  И конечно, урок должен быть интересным, ярким, захватывающим ученика.
  И последнее. Родителей наших учащихся мы рассматриваем как коллег.  Хотя уроки с учениками проводятся  дистанционно в режиме онлайн,   родители  поддерживают постоянную связь с учителями и тьютором ребенка, в любое время присутствуют на уроке. Для  каждого ребенка сформировался маленький микропедколлектив, состоящий из равноправных партнеров – родителей и  учителей -  совместно решающих все задачи   в образовании и воспитании ребенка.
   Мы постоянно в поиске и движении. В поиске объединения педагогической науки с достижениями информационно-коммуникативных технологий и  стремлении  творчески использовать  результаты нашего поиска в домашнем дистанционном обучении.



ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ  И СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Вячеслав Баранов, директор-учредитель  Учебно-консультационного центра домашнего(семейного) и альтернативного образования «Велицей».


     В последние несколько лет  явно обозначилось желание родителей учить детей в домашних условиях.
    Хотя никаких статистических  исследований по активности этого процесса  не  проводилось, однако  стремительный рост количества  домашних мини-школ, организованных  родителями  для своих детей, и поиски  родителями   подобных  школ  подтверждают усиливающийся интерес к домашнему образованию.
    Все это  не могло  быть   не замеченным  официальными кругами,  результатом  чего явилось законодательное признание домашнего образования  полноправной   формой    получения образования в  Украине.  (Закон Украины «Об образовании», «Положение об индивидуальной форме получения среднего образования» ).
     Неудовлетворенность части родителей школьным (публичным) образованием вызвана   отсутствием  индивидуального  подхода к личности учащегося при обучении в массовой школе, что является  результатом противоречия между общими  целями обучения и индивидуальными потребностями личности в реализации своих природных талантов.
   Условия  домашнего  образования, в которых находится   ребенок, выгодно отличаются от условий массовой школы, а  именно:  в домашнем образовании для ребенка обеспечиваются и сохраняются условия для сохранения своей индивидуальности. В массовой же школе сохранение индивидуальности спорно,  поскольку здесь личность должна  приспосабливаться и следовать групповым стандартам и ценностям,  подчас очень сомнительным, а сама среда не всегда благоприятна для ребенка.
   При домашнем же образовании родители сами  выбирают  среду  нахождения,  какую считают  благоприятной для своего ребенка.                Закономерно возникает вопрос  социализации, который чаще всего возникает у родителей при выборе  формы обучения  для своего ребенка: что избрать -  домашнее образование или образование школьное?
   Критики системы домашнего образования утверждают, что уход ребенка из школьного коллектива и перевод к домашнему обучению приведет  к нарушению его нормальной социализации.
   Ответом сторонников домашнего образования чаще всего является аргумент, что домашнее образование не представляет собой изоляцию ребенка от детской среды и общества, иными словами – изолированное безвыходное сидение дома. Наоборот, экономия  времени ребенка, которое дает домашнее образование, позволяет привлечь его к активному участию в  кружках, студиях, спортивных секциях, к другим формам социокультурной деятельности. Но важно, что родители сами выбирают для ребенка социальную среду и круг общения.
   Но мы хотели бы посмотреть на вопрос социализации с другой стороны, а именно: всегда ли для ребенка массовая школа создает нормальный условия  для социализации?   Ведь наукой установлено, что есть еще и десоциализация, то есть приобретение человеком негативного социального опыта. Обеспокоенность значительной части родительской общественности нравственно-психологической обстановкой в детских коллективах части общеобразовательных школ говорит о ненормальных условиях для социализации  и об опасности десоциализации. В данном случае уместно вспомнить евангельскую истину: «Не обманывайтесь: худые общества развращают добрые нравы» ( 1 Кор.15:33).
    Вопрос нормальной социализации имеет еще  и другую сторону - психологической комфортности ребенка в детском коллективе. Сущность   проблемы заключается в том, что помещенный в определенную социальную среду ребенок, если среда неприемлема для него, а для среды неприемлем он, то  ребенок подвергается опасности возникновения у него отклонений в поведении, т.е.  девиаций разного типа и школьной дезадаптации.
    Вместе с тем, навязывание личности присущих социуму стереотипов поведения разрушает  индивидуальность ребенка.
    С другой  стороны, стандартизированность  современной системы школьного   образования не учитывает такие индивидуальные  качества   ребенка,   как способности, интересы, особенности восприятия и мышления.  Домашнее   образование, в противоположность школьному, при правильной своей организации, создает условия для сохранения  и развития индивидуальности ребенка.
   Но домашнее образование   содействует и  формированию у ребенка и других качеств: ответственности, самодисциплине, умению организовать себя, то есть тех качеств, без которых невозможна в дальнейшем успешная карьера и счастливая семейная жизнь.
  Что  есть самодисциплина? Это умение и привычка управлять собой, концентрация на   цели и осознанность в подходе к делам, особенно сложным, умение найти в цепи дел главное и умение выделить для него время.
    Заорганизованность же и стандартизация учебного процесса в массовой школе, администрирование  деятельности  ребенка в школе  не позволяют  формировать  у него самодисциплину и присущие ей качества.
   Другим фактором, не позволяющим учащемуся в массовой школе свободно развивать свою индивидуальность, является стандартизированность школьных учебных программ, сориентированных на средний уровень некоего абстрактного ученика.
   Домашнее же образование дает возможность ребенку учиться по индивидуальной учебной программе, учитывающей его образовательные и культурные интересы, способности и таланты,  индивидуальные особенности психики; обеспечивает  индивидуальный темп обучения при  освоении программы,  позволяет ученику идти быстро и вперед и, наоборот, останавливаться при трудностях в освоении учебного материала для его спокойного осмысления.
   Кроме того, домашнее образование основывается на знании личности ребенка и его индивидуальных особенностях, что позволяет подстроить под ученика  и учебную программу, содействующую его развитию и интересам.
   В Украине  ещё не проводилось  исследование  уровня знаний  и социальной  активности детей, переведенных на домашнюю форму образования. И это  имеет свое объяснение: домашнее образование как равноправная с государственным обучением в массовых школах  форма  образования только начинает   восприниматься как серьезный образовательный институт.
   Что касается родителей, дети которых обучаются в массовых школах,  то проведенный специалистами нашего центра опрос показал, что на сегодня имеют желание  попробовать подключить ребенка  к интересной программе домашнего образования  24% опрошенных  родителей; не являются сторонниками домашнего образования, однако хотят получить больше информации о домашнем образовании - 40%; категорически не согласны с таким подходом  в образовании детей - 24%.
 Отсутствие у нас в стране широкой информации о домашнем образовании, а также   невыстроенность  его  организационно-педагогической  структуры  не говорит  о наличии непреодолимого  барьера для развития домашнего образования в Украине, поскольку  потребность  в  нем имеется,  а   на государственном  уровне  уже  сделаны  первые шаги .






Комментариев нет:

Отправить комментарий